Показать регионы

Глинская Елена Васильевна

Биография

ок. 1508 года — 4 апреля 1538 года
Великая княгиня Московская. Вторая жена Василия III Ивановича (с 1526 года), мать Ивана IV Грозного. В 1533–1538 годах была фактической правительницей государства.
Елена Глинская родилась в Великом княжестве Литовском ориентировочно в 1508 году (точная дата не установлена).

Россия на переломе

Чтобы понять значение фигуры Елены Глинской в отечественной истории, нужно сначала обратиться к тому времени, в котором она жила.

Рубеж XV–XVI веков для России (а именно такое название нашей страны начинает доминировать в источниках с конца XV столетия) – это время перелома. Отец будущего мужа Глинской великий князь Иван III, безусловно, был одним из наиболее волевых и талантливых правителей страны за всю ее историю. Он фактически завершил централизацию страны, покорил строптивый Новгород, при нем Россия окончательно освободилась от ордынского ига, обрела единое законодательство и даже начала постепенно закрепощать крестьян. Государство, почувствовав свою силу, вышло из многовековой тени. Удивленная Европа, которая привыкла считать, что на ее восточных границах нет никого кроме диких монгольских орд, с удивлением обнаружила на этом месте поднимающееся сильное государство, заявлявшее, хоть пока и не в полный голос, но уже отчетливо, о своих внешнеполитических интересах. Реакцией на это стал знаменитый союз Ивана III и Софьи Палеолог. Это был не просто брак. Князь ее не выбирал по русскому обычаю на своеобразной ярмарке невест, которая впоследствии будет так красочно описана И. Е. Забелиным в замечательной книге «Быт русских цариц в XVI и XVII столетиях».

Палеологи – это последняя династия византийских императоров, правление которой завершилось вместе с захватом Византии турками в 1453 году. Византия – это ведь не просто очередное государство, которое пало под натиском варваров. Это ни много ни мало – остаток Великой Римской империи, прямая наследница античных традиций, хранительница восточного христианства – православия.

Софья – племянница последнего императора этой династии, была воспитана при римском дворе, культурном центре тогдашней Европы, зараженном идеями гуманизма. Надо понимать, что в средневековье международные отношения – это отношения династические. По-другому и быть не могло, Европа того времени – это монархический мир, где система управления государствами строилась на родственных связях и никак иначе. Способом реализации международных политических интересов, поэтому, закономерно служили династические браки.

Руки Софьи Палеолог просили все – короли, герцоги, владетельные князья. А выбор пал на уже не очень молодого, вдового русского великого князя, которого она до приезда в Москву даже не видела. Это ли не признание европейцами России как государства, с которым придется считаться и строить отношения.

Этот брак послужил отправной точкой формирования знаменитой теории «Москва – третий Рим», согласно которой на Россию возлагалась мессианская роль спасения Европы от греха ереси. Софья Палеолог, ставшая матерью будущего правителя страны Василия III, не была теремной сиделицей. Именно она изменила отношение к великой княгине исключительно как к тени мужа. Этой дорогой дальше пошла ее невестка – Елена Васильевна Глинская.

В начале XVI века

Когда в 1505 году умер Иван III, власть перешла к его сыну Василию III. Он не обладал и половиной талантов своего отца, был личностью вполне заурядной. Историк А. А. Зимин, крупнейший исследователь этого периода отечественной истории, совершенно справедливо заметил, что «фигура державного правителя Русского государства Василия Ивановича, великого князя всея Руси, рисуется какой-то бледной тенью его отца Ивана III».

Василий III, конечно, продолжил дела отца, присоединил к Москве Псков и Рязань, и даже попытался отвоевать Смоленск, принадлежавший Литве, но период его правления с 1505 по 1533 гг. не стал таким же ярким и запоминающимся, как эпоха его отца Ивана III, уже при жизни называвшегося Великим (знаменитая кремлевская колокольня «Иван Великий» названа в его честь), и сына – Ивана Грозного.

Не очень ладились и семейные дела Василия III. Он был женат на представительнице знатного боярского рода Соломонии Сабуровой, но брак оказался бездетным, что в монархической традиции абсолютно недопустимо. Это ставило под угрозу не столько династию Рюриковичей, которая правила страной с момента ее основания в 882 году, сколько ее московскую великокняжескую ветвь – Калитичей (идущих от Ивана Калиты). Поэтому в 1525 году Василий был вынужден развестись и несчастную Соломонию, как она не сопротивлялась, заточили в монастырь, заставив принять монашеский постриг «бесплодия ради». Это был первый официальный развод монарха в русской истории. Потом этим способом будут активно пользоваться, но для начала XVI века развод – это, конечно, уникальный случай.

Как водится, начали искать невесту и нашли. Ею стала 18-летняя Елена Глинская. В летописных источниках зафиксировано, что новая великая княгиня была выбрана «лепоты ради лица и благообразна возраста, наипаче ж целомудрия ради». Однако средневековье есть средневековье, и этот брак также имел политическую подоплеку, он показывал, что у России есть интерес к ранее утраченным западнорусским землям.

Глинские

Глинские – это разветвленный боярский род, возможно татарского происхождения, чуть ли не прямые потомки Мамая, служивший то польскому королю, то литовскому великому князю. По московским меркам Глинские считались худородными, Мамай ведь не был чингисидом, а потому так и не стал ханом, оставшись лишь темником (факт гипотетичен, источники, доказывающие или опровергающие его, не обнаружены). Глинские никогда не смогли бы сделать карьеру при великокняжеском кремлевском дворе. Выскочек там не любили. А знатное происхождение в эпоху господства местничества определяло социальное положение человека с абсолютной точностью.

Самым ярким представителем этого рода был боярин Михаил Глинский. Это был типичный авантюрист и ландскнехт – фигура очень востребованная в период многочисленных смут, охвативших Европу в то время. Служил многим европейским королям, стал католиком, не «сработался» со своим сюзереном – польским королем Сигизмундом, поднял против него мятеж, и в 1508 г. вместе с братьями бежал в Москву, на службу к Василию III. И вот тут Михаилу Глинскому улыбнулась удача. Он сумел выдать свою племянницу Елену Васильевну замуж за самого великого князя Московского и всея Руси Василия III. Однако этот успех оказался кратковременным, а недальновидность и авантюризм вскоре привели Глинского к заточению и смерти.

Елена Глинская – правительница

О ее жизни до замужества практически ничего неизвестно. Да и в период брака с Василием III она тоже себя ярко не проявляла. Известно, что у пары долго не было детей. Первый ребенок появился на свет только в 1530 году и назвали его в честь деда – Иваном. Второй сын – Юрий, родился через три года, но оказался слабоумным и, в отличие от старшего брата, никакого следа в истории не оставил. В том же 1533 году умер великий князь Василий III, оставив престол 3-х летнему наследнику и регентскому совету.

История прихода к власти Елены Глинской не вполне ясна и однозначна. Воскресенская летопись сообщает, что Василий III благословил «на государство» сына Ивана и вручил ему «скипетр Великой Руси», а «жене Олене» приказал держать государство «под сыном» до его возмужания. Впоследствии, уже в источниках 1550-х годов, появляется трактовка, согласно которой Елена Глинская – это законная наследница Василия III. Здесь явно видно влияние Ивана Грозного. Он очень любил свою мать, остро чувствовал раннее сиротство и ее фигура для него обладала неким ореолом святости.

Но есть и менее комплиментарная версия прихода Елены Глинской к власти. Псковский летописец указывает, что Василий III «приказал великое княжение сыну своему большому Ивану и нарече его сам при своем животе великим князем и приказал его беречи до пятнадцати лет своим бояром немногим». Иными словами, Василий III наделил регентскими функциями не Елену и не Боярскую думу, а немногочисленный совет из бояр. Кто вошел в состав регентского совета 1533 года точно неизвестно. Источники расходятся в своих свидетельствах, а текст завещания Василия III не сохранился. Душеприказчиками стали 7 бояр из старомосковской знати, самыми влиятельными из которых были Михаил Глинский, Дмитрий Бельский, Иван Шуйский, Михаил Тучков.

Как это водится, душеприказчики после смерти правящего монарха сразу же вступили в борьбу между собой за власть. Недовольство выразила и Боярская дума. Возглавил думскую оппозицию боярин Овчина-Телепнев-Оболенский, фаворит Елены Глинской. Он фактически и привел ее к власти, как указывает Псковский летописец, незаконно.

Однако в своих притязаниях на власть Елена Глинская не была уж так не права. Нужно принять во внимание менталитет средневекового общества, консервативного и опирающегося на традицию, прецедент. Если так было у дедов и отцов, так должно быть и у нас. Эта сентенция имела абсолютное право на регулирование социальных связей в то время.

Неписанное правило, что именно мать становится регентом, уже было применено в русской истории, когда после смерти в 945 году киевского князя Игоря, регентом при малолетнем князе Святославе стала его мать княгиня Ольга. Есть пример и более близкий к рассматриваемому времени. Когда умер Василий I, то власть в качестве регента была отдана его жене Софье Витовтовне, матери будущего правителя страны Василия II Темного.

После прихода к власти Елена Глинская начала гонения, показав свой природный жесткий и деспотический характер, который унаследует ее сын Иван Грозный. Дмитрий Бельский был отстранен мягким способом, а вот дядю своего она посадила на цепь в крепости, где он вскоре умер. Период ее правления оказался коротким, до 1538 года.

Елена Глинская – реформы

Она показала себя человеком с государственным умом. Елена Глинская провела очень важную денежную реформу, объединив 2 существовавшие до этого в государстве денежные системы – московскую и новгородскую. Шаг правильный. В едином государстве должна быть единая монета. Тогда же начали чеканить самую известную российскую монету, существующую и сейчас, копейку. Она получила свое название из-за чеканки на одной из сторон образа всадника с копьем, Георгия Победоносца, который считался покровителем московского правящего дома. Результаты этой реформы можно оценить только положительно.

Второй реформаторский шаг Елены Глинской – изменение системы местного управления. Это требовалось для того, чтобы, во-первых, подавить все еще тлеющий сепаратизм бояр с их вотчинным правом, во-вторых, говоря современным языком, снизить криминогенную обстановку в стране. С этой целью была введена губа – округ, во главе ставились выборные губные старосты из числа местных служилых дворян. Власть показала, на кого она будет опираться в случае боярского мятежа.

Бояре Елену Глинскую ненавидели. Устранив ее фаворита Овчину-Телепнева-Оболенского, они справедливо полагали, что ослабят власть правительницы. Так и произошло.

Известно, что в 1538 году – году своей смерти, Елена Глинская много болела. Она умерла достаточно молодой 30-летней женщиной. Ее смерть породила слухи об отравлении, которые потом поддерживал Иван Грозный, обвиняя бояр в своем несчастливом детстве. Похоронена Елена Глинская была в усыпальнице русских цариц – Вознесенском соборе Московского Кремля. В конце 1920-х годов этот храм был взорван, а останки цариц перенесены в Архангельский собор. В настоящее время продолжается научное изучение останков погребенных и со временем мы, вероятно, узнаем правду о том, была ли смерть Елены Глинской насильственной.

Представляется несправедливым, что этой незаурядной женщине до сих пор не посвящено ни одного серьезного исследования, она так и остается в тени своего сына – Ивана Грозного.

М. П. Дудкина, канд. ист. наук
специально для портала BankGorodov.RU


Литература:

Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: Очерки политической истории России первой трети XVI в. – М., 1972.
Скрынников Р. Г. Иван Грозный. – М., 1980.
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. – М., 2014.
Панова Т. Д. Некрополи Московского Кремля. – М., 2008.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Провела большую часть жизни в Москве. Скончалась 4 апреля 1538 года, была погребена в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля.
Неоднократно посещала Троице-Сергиев монастырь в сопровождении мужа и детей, а также отдельно от них. Известны ее пребывания в обители в сентябре 1529, 1531, 1533, в июне 1536, а также в июне и сентябре 1537 года.
Сопровождала Василия III в паломничестве в Ферапонтов монастырь в 1528 году.
Сопровождала Василия III в паломничестве в Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году.
Приезжала на богомолье в можайский Никольский собор в январе 1538 года.