Крылово (Усть-Кубинский район)
Редактировать-
СтатусДеревня
-
Дата основанияXIV век (первое упоминание)
-
Муниципальное образование
-
Субъект Федерации
-
Подчинениерайонное
-
Население (тыс.чел.)жителей нет (2020 г.)
-
Территория (кв.км)неизвестно
-
Координаты59°53'47'' с.ш., 39°16'23'' в.д.
-
Почтовые индексы161150
-
Телефонный код+7 817 53
-
Автомобильные коды35
-
Прежние названиянеизвестны
-
День города (села)неизвестно
-
Код ОКАТО19248832017
-
Код ОКТМО19648432166
Администрация
-
Глава муниципального образованияСмелов Владимир Николаевич
-
Адрес161140, Вологодская область, Усть-Кубинский район, п. Устье, ул. Советская, 11
-
Телефоны администрации(817 53) 2-17-29; факс: (817 53) 2-16-19
Общие сведения
Редактировать
Крылово - деревня в Усть-Кубинском районе Вологодской области в составе Троицкого сельского поселения. Расположена на реке Уфтюге, в 44 км к северо-западу от районного центра села Устье, в 130 км к северо-западу от Вологды.
История деревни Крылово
Редактировать
Первое упоминание о деревне Крылово относится ко второй половине XIV века. В рукописи, найденной при раскопках на Спасо-каменном острове и датированной второй половиной XIV века, некий монах Савелий писал о том, что он родился в деревне Крылово, что на берегу Уфтюжной реки недалече от Кубена озера, и что от острова, давшего ему приют та деревня совсем недолеча, всего в нескольких десятках верст, и что зимой по льду засветло дошагать можно, если «прытко поспешать и на срамное не отвлекаться».
Далее Сывелий пишет, что покинул он родной кров в 1378 году от Рождества Христова «ибо терпеть уже не было мочи и сил никаких не было», потому что насмехались над ним не только родня, но и другие деревенские, а особливо девки, так как был он не такой как все они, а имел отросток позади пониже спины не особливо великий, но заметный. И как не старались матушка с батенькой скрыть сей срам: и топором рубили, и прижигали по всякому, и бабок-шептуний разных призывали, но ничто не помогло. В конце-концов изнемог Савелий и с благословения матушки любимой Огулы и батюшки родного Варсана рано утром зимой 1378 года от Рождества Христова покинул родной дом и по льду направился в сторону озера Кубена и Спаса-острова, ибо слышал, мол люди говорили, что монастырь там уж несколько веков и братия там благочинна и не злоблива. И еще он пишет, что было ему тогда 15 лет отроду.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что в 1363 году деревня Крылово уже существовала.
Далее в той же рукописи встречаем краткое описание самой деревни Крылово и быта ее обитателей. В деревне было 17 дворов. Избы все тесовые и сосны в обхват, «и зимой не зябко, и в зной прохлада» - пишет Савелий. Кстати, Савелием его окрестил уже в Спасо-Каменном монастыре отец Варнава, а в миру звали его Свистом, так как сразу после рождения еще в зыбке принялся посвистывать, да повизгивать. И чем старше становился, тем все проворнее и звонче тот свист становился. Вот и получил имя Свист, а кто и Посвистом называл.
Надо сказать, жители Крылова тогда про веру православную мало чего понимали и поклонялись духам лесным, да речным. То есть, от чего кормились, того и стереглись и замасливали как могли. Подаяниями всякими, песнопениями, да плясами с цветами.
Деревня находилась на берегу реки Уфтюжны (Уфтюги). Жили не богато, но и не бедно. И скот разный водился: коровы да быки, лошади, овцы и козы; да дичь дворовая: куры да гуси. Мужики почти все были добытчики: охотились, да рыбалили. Но были и бортники, и скорняки, а по дереву охотники были все поголовно. Кое-кто и гончарил помалу, только для своих деревенских. А бабы - те все больше по хозяйству, да за детьми пригляд. Но и полотно ткали, но все больше для своих. А на волю, то есть на ярмарку в центр (в Устье-Кубеское) возили в основном меха, да поделки всякие берестяные, да свистки всякие, да мед. А обратно везли соль, да железо всякое.
Далее в рукописи упоминаются события разные приметные по-мнению Савелия (Свиста). Праздники всякие, особо удачные охоты и рыбалки. Имена встречаются в описании том необычные: Лопарь, Дудель, Шамбо, Персень, Вудрена, Скапеда, Петрун, Доридор, Зубест, Рукопор, Сосня, Красена, Осяка,Перлуко. А есть и более близкие нашему слуху: Федорко, Анациферь, Волоско, Курин, Козьминко, Фофаний, Бутырко, Быковко.
Далее Сывелий пишет, что покинул он родной кров в 1378 году от Рождества Христова «ибо терпеть уже не было мочи и сил никаких не было», потому что насмехались над ним не только родня, но и другие деревенские, а особливо девки, так как был он не такой как все они, а имел отросток позади пониже спины не особливо великий, но заметный. И как не старались матушка с батенькой скрыть сей срам: и топором рубили, и прижигали по всякому, и бабок-шептуний разных призывали, но ничто не помогло. В конце-концов изнемог Савелий и с благословения матушки любимой Огулы и батюшки родного Варсана рано утром зимой 1378 года от Рождества Христова покинул родной дом и по льду направился в сторону озера Кубена и Спаса-острова, ибо слышал, мол люди говорили, что монастырь там уж несколько веков и братия там благочинна и не злоблива. И еще он пишет, что было ему тогда 15 лет отроду.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что в 1363 году деревня Крылово уже существовала.
Далее в той же рукописи встречаем краткое описание самой деревни Крылово и быта ее обитателей. В деревне было 17 дворов. Избы все тесовые и сосны в обхват, «и зимой не зябко, и в зной прохлада» - пишет Савелий. Кстати, Савелием его окрестил уже в Спасо-Каменном монастыре отец Варнава, а в миру звали его Свистом, так как сразу после рождения еще в зыбке принялся посвистывать, да повизгивать. И чем старше становился, тем все проворнее и звонче тот свист становился. Вот и получил имя Свист, а кто и Посвистом называл.
Надо сказать, жители Крылова тогда про веру православную мало чего понимали и поклонялись духам лесным, да речным. То есть, от чего кормились, того и стереглись и замасливали как могли. Подаяниями всякими, песнопениями, да плясами с цветами.
Деревня находилась на берегу реки Уфтюжны (Уфтюги). Жили не богато, но и не бедно. И скот разный водился: коровы да быки, лошади, овцы и козы; да дичь дворовая: куры да гуси. Мужики почти все были добытчики: охотились, да рыбалили. Но были и бортники, и скорняки, а по дереву охотники были все поголовно. Кое-кто и гончарил помалу, только для своих деревенских. А бабы - те все больше по хозяйству, да за детьми пригляд. Но и полотно ткали, но все больше для своих. А на волю, то есть на ярмарку в центр (в Устье-Кубеское) возили в основном меха, да поделки всякие берестяные, да свистки всякие, да мед. А обратно везли соль, да железо всякое.
Далее в рукописи упоминаются события разные приметные по-мнению Савелия (Свиста). Праздники всякие, особо удачные охоты и рыбалки. Имена встречаются в описании том необычные: Лопарь, Дудель, Шамбо, Персень, Вудрена, Скапеда, Петрун, Доридор, Зубест, Рукопор, Сосня, Красена, Осяка,Перлуко. А есть и более близкие нашему слуху: Федорко, Анациферь, Волоско, Курин, Козьминко, Фофаний, Бутырко, Быковко.
Добавить информацию в другие разделы
Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.