Показать регионы

Большой Кремлёвский дворец

Большой Кремлёвский дворец – один из самых известных архитектурных комплексов московского Кремля, на протяжении веков трижды заново отстраивавшийся московскими князьями, а потом – русскими царями, в настоящее время имеет статус парадной резиденции главы Российской Федерации и является объектом государственного значения.
Уже много столетий Москва – не только политическая и экономическая столица России, но и ее духовный центр, начало чему положил еще в 1320-х годах князь Иван I Данилович Калита, перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что сразу повысило ее престиж среди других удельных княжеств, существовавших в то время. А великокняжеские хоромы, состоявшие из целого комплекса деревянных строений, соединенных между собой крытыми галереями и богато украшенные резными декоративными орнаментами, заняли самое живописное место у Москва-реки на Боровицком холме.  

От великокняжеского дворца Ивана III Васильевича...

Пронеслось бурное, богатое событиями XIV столетие, прошумели над Русью набеги татар и судьбоносная битва с ними князя Дмитрия Донского, опоясали Кремль белокаменные стены с башнями, а деревянные чертоги Ивана Калиты все так же служили летними великокняжескими покоями.

И лишь в начале 1490-х годов, когда князь Иван III Васильевич, прозванный по деяниям своим Великим, озаботился масштабной перестройкой Кремля, деревянный княжеский терем разобрали и на его месте выстроили каменное здание дворца. Возведение новой великокняжеской резиденции было поручено одному из итальянских зодчих, приглашенных в Москву князем Иваном III Васильевичем – миланцу Алевизу Фрязину (Алоизио да Карезано), незадолго до этого руководившему после смерти соотечественника – архитектора Петра Фрязина (Пьетро Антонио Солари) работами по строительству новых крепостных стен и башен Кремля.

Возведение каменных палат с устроенными в подклете погребами и ледниками продолжалось с 1499 по 1508 год, но окончания работ князь Иван III Великий не дождался, скончавшись в 1505 году, поэтому поселился в новом дворце уже его сын – первый московский царь Василий III Иванович.

Каждый следующий государь продолжал расширять и благоустраивать княжеский дворец, пристраивая к нему новые деревянные здания и украшая интерьеры. Так, при Иоанне IV Васильевиче на месте нынешнего Георгиевского зала возвели тронную Золотую палату, а при Борисе Годунове над каменными палатами надстроили верхний деревянный этаж, из-за чего здание того времени выглядело как настоящий небоскреб.

В период Смуты, когда в Кремле бесчинствовали поляки, дворец был разграблен, многие деревянные пристройки были сожжены, поэтому избранному в 1613 году на царство Михаилу Федоровичу Романову пришлось полностью восстанавливать и благоукрашать свою резиденцию. К середине XVII столетия, когда на престол взошел Алексей Михайлович, царский дворец уже сиял во всем своем великолепии. Его фасады были украшены резьбой, расписаны золотом и красками, стены оббиты тканями, полы устелены коврами, во всех помещениях стояла резная мебель, а в декоративных ларях хранилась золотая и серебряная посуда.

Но незыблемость московских царских устоев, подчеркнутая пышными и величественными хоромами, дала огромную трещину с приходом к власти государя Петра I, ведь именно с ним связан один из самых значимых периодов в судьбе России. Помимо многих преобразований, проводимых императором-реформатором во всех сферах жизни, одним из самых смелых был перенос столицы из боярской теремной Москвы в отстроившийся на берегах Невы Санкт-Петербург. Многовековые традиции москвичей были нарушены, постепенно жизнь в бывшей столице затихла, и она, некогда первопрестольная и златоглавая, постепенно превратилась во второстепенный городок, что не могло не сказаться на состоянии зданий царского дворца, медленно, но неумолимо затягивавшихся паутиной и пылью и в конце концов обветшавших, отчего жить в них стало невозможно.

Лишь государыня Анна Иоанновна, предпочитавшая Санкт-Петербургу Москву и большую часть времени проводившая с придворными в первопрестольной, повелела выстроить новый деревянный дворец в стиле «барокко» вблизи здания Арсенала, что в 1730 году и выполнил итальянский зодчий Б. Ф. Растрелли. Но новая резиденция, получившая название Зимнего Анненгофа, уступала по пышности и представительности прежнему царскому дворцу, поэтому в период царствования Елизаветы Петровны, вновь перебравшейся со двором в Санкт-Петербург, но не забывавшей о Кремле и повелевшей тому же архитектору Б. Ф. Растрелли возвести новые хоромы, это и было сделано в 1749–1752 годах. Чтобы выстроить новые царские апартаменты, разобрали Набережную и Среднюю Золотую палаты годуновского дворца, на подклетях которых и вырос Кремлёвский Зимний дворец, во внешнем облике которого, хоть и отдаленно, но просматривались черты Большого Петергофского дворца.

С восшествием на трон государыни Екатерины Великой – верной преемницы Петра I, государев дворец был признан не соответствующим высокому статусу императорской резиденции, поэтому в 1768 году русским архитектором Василием Баженовым был разработан проект, а искусным резчиком выполнен из липы масштабный макет нового величественного здания, согласно которым строение, должное протянуться от берега Москва-реки по всей приречной территории Кремля, закрывало бы собой Боровицкий холм и все кремлёвские постройки. Одобренный императрицей проект начали воплощать в жизнь, для чего в 1770 году разобрали не только часть кремлёвской стены с Петровской, Первой и Второй Безымянными башнями и Тайницкими воротами, но и монастырские подворья, а также галерею Оружейной палаты, корпус приказов, многие старинные церкви и палаты. И хотя в июне 1773 года торжественно заложили камень в основание нового дворца, уже в 1774 году из-за опасности оползней (кстати, наглядным примером, послужившим основанием для прекращения работ, стала деформация стен Архангельского собора, по стенам которого пошли трещины) все строительные работы прекратили и спустя время возобновили разобранную стену с башнями, а Архангельский собор укрепили с южной стороны контрфорсами. На месте, предназначенном для новой императорской резиденции, возвели здание, в котором разместилось московское отделение Сената.

Большой ущерб царскому дворцу причинили французы, хозяйничавшие в Кремле осенью-зимой 1812 года, в результате чего многие деревянные постройки сгорели. После изгнания интервентов по указу государя Александра I началось восстановление поврежденных огнем строений, продолжавшееся всю первую половину XIX столетия.

… до Большого Кремлёвского дворца

Как и все кремлёвские постройки, здание дворца пришлось капитально ремонтировать. Например, в 1816–1817 годах его восстановили в формах классицизма, а в 1823 году надстроили одним этажом. Уже к концу 1830-х годов наряду с планируемым строительством величественного храма Христа Спасителя, стал вопрос и о новом государевом дворце. Проект новой резиденции по указу государя Николая I разработал русский архитектор К. И. Тон (автор проекта храма Христа Спасителя), взявший за основу неосуществленный проект Коломенского дворца архитектора А. Штакеншнейдера, полностью одобренный самодержцем.

Работы по возведению новой императорской резиденции, названной Большим Кремлёвским дворцом, начались в 1838 и завершились в 1849 году, причем над воплощением проекта в жизнь работала целая группа талантливых зодчих, скульпторов и художников николаевской эпохи. Общее руководство работами было поручено обер-гофмейстеру двора Льву Боде, главным архитектором назначен Константин Тон, его помощниками – Петр Герасимов и Николай Шохин, проектировщиками внутреннего убранства и интерьеров – Федор Рихтер,  Николай Чичагов и Иосиф Каминский.

Чин торжественного освящения резиденции был совершен митрополитом Филаретом (Дроздовым) в Светлое Христово Воскресение 3 апреля 1849 года в присутствии императора Николая I, вельмож и гвардейцев Преображенского полка Русской Императорской армии.

Новый императорский дворец в форме прямоугольника с внутренним двором стал центральным элементом одноименного архитектурного комплекса, в который вошли здания XVI–XVII столетий – Грановитая (примкнувшая к дворцу с восточной стороны), Оружейная, выстроенная, кстати, тем же К. Тоном в 1851 году (с западной стороны) и Золотая Царицына палаты, Теремной дворец (соединенный с главным зданием с северной стороны) и несколько дворцовых храмов, древнейший из которых – Рождества Богородицы на Сенях, является памятником архитектуры XIV столетия.

Талантливый архитектор, согласно воле государя Николая I, сумел сделать почти невозможное – огромному строению, предназначенному для многолюдных приемов и церемоний придать вид древнерусского терема. Так, фасады двухэтажного величественного здания с пятью парадными залами (Георгиевским, Александровским, Андреевским, Владимирским и Екатерининским), множеством других залов и анфиладами комнат (гостиными, опочивальнями, будуарами, уборными), представляющего собой вытянутый с востока на запад прямоугольник протяженностью 125 метров и 47 метров высотой, мастер оформил, облицевав цоколь натуральным камнем, расчленив стены пилястрами, украсив арочные окна белокаменными резными наличниками, причем второй этаж сделал двусветным за счет двух рядов небольших, похожих на окошки в тереме окон, из-за чего дворец визуально кажется трехэтажным, и оформил выступающий вперед первый этаж дворца в верхней его части открытой террасой, а благодаря арочным окнам с тонкими простенками он имеет вид закрытой галереи.

Верх здания зодчий украсил трибуном с орнаментированными килевидными кокошниками и фигурной четырехскатной кровлей, на скатах которой расположил часы и часовые колокола, а над самой кровлей устроил открытую площадку с флагштоком. До революционных событий 1917 года в кокошниках трибуна располагались скульптурные изображения двуглавых орлов, над ними – гербы Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Казани, Тавриды и Польши, в советское время гербы были заменены одним-единственным гербом – Советского Союза и аббревиатурой страны Советов.

Перемены, произошедшие в России в 1917 году, не могли не коснуться одного из главных кремлёвских комплексов – Большого Кремлёвского дворца, здания которого были отданы большевиками под квартиры соратников. Но уже в 1933–1934 годах два пышных парадных зала дворца (Андреевский и Александровский) объединили в один огромный зал заседаний Верховного Совета Советского Союза, а автором перестроечного проекта стал русский и советский архитектор Илларион Иванов-Шиц. Именно благодаря тому, что большевики использовали бывшую царскую резиденцию как место для проведения всевозможных пленумов и съездов, торжественно-величественное здание дворца не было, как многие постройки Кремля, разрушено, и уже в новейшей истории России (в 1994–1998 годах) по указу Президента страны его залы восстановили в первоначальных формах с соблюдением стилистических особенностей, а в кокошники трибуна вновь поместили барельефные изображения двуглавых орлов и гербы областей и царств дореволюционной Российской империи.

Внутреннее убранство дворца

Архитекторы и художники, работавшие над оформлением интерьеров дворца, создали поистине имперское великолепие, ощущаемое уже при входе в парадный вестибюль, стены и полы которого выложены мраморными плитами, а пышность ему придают отполированные колонны из сердобольского гранита и четыре больших торшера из бронзы. В первом этаже дворца расположены личные комнаты Их Императорских Величеств с резной инкрустированной мебелью, малахитовыми пилястрами, оббитыми шелком стенами, оформленными изразцами каминами, хрустальными люстрами, а также комнаты придворных и разные помещения для прислуги и охраны.

Но самым большим достоянием бывшей царской резиденции являются его парадные залы, расположенные во втором этаже дворца. К ним ведет широкая пологая лестница из ревельского камня, колонны вдоль маршей и пролетов которой облицованы желтым коломенским мрамором и украшены двенадцатью бронзовыми люстрами, выполненными в одном стиле с бронзовыми торшерами парадной лестницы, над самой колоннадой установлены стрельчатые арки, а перед дверями в аванзал – две огромные хрустальные вазы, причем сами двери, кстати, пятиметровой высоты, сделаны из одной ореховой доски без применения клея и гвоздей и украшены резным орнаментом и позолотой.

В общей сложности в дворцовом комплексе насчитывается около 700 залов и комнат, каждая из которых, хоть и оформлена зачастую в разных стилях (классицизм, барокко, ренессанс, византийско-русский), но прекрасно сочетаются между собой и дополняют друг друга.

Залы дворца

Особая роль во дворце отведена пяти парадным залам, оформленным, по замыслу государя Николая I, в стилистике главных орденов Российской империи, что стало своеобразным посвящением славному русскому воинству.

Самый торжественный и самый большой из всех залов – Георгиевский – назван так в честь высшей военной награды империи – ордена св. Георгия Победоносца, утвержденного императрицей Екатериной Великой.

Несмотря на довольно строгое оформление (в цветовой гамме присутствуют всего два цвета – белый и золотой), зал поражает своими масштабами (ширина 20,5 метров, длина 61 метр и высота 17,5 метров). Он увенчан цилиндрическим сводом с шестью огромными бронзовыми люстрами (каждая весом по 1,3 тонны) и богато декорирован лепниной. На его восемнадцати мощных орнаментированных колоннах, поддерживающих своды зала, расположены аллегорические мраморные статуи (автор И. Витали), символизирующие присоединенные к Русскому царству за пять столетий земли.

А на вмонтированных в продольные белоснежные ниши мраморных досках, освещаемых 40 светильниками, золотом выгравированы имена более 10 тысяч воинов, кавалеров ордена св. Георгия. Среди множества имен есть и имена государей – Александра II и Александра III, и имена величайших полководцев – А. Суворова, М. Кутузова, а также названия 545 легендарных воинских частей. На стенах, кроме таких же мраморных досок с именами, изображены орденские повязки с девизом ордена «За службу и храбрость» и золотые звезды. Подчеркивается пышность и торжественность зала удивительной красоты паркетом из разных пород дерева, рисунок которого, как и в остальных залах дворца, создал в 1845 году художник и архитектор Федор Солнцев, заведовавший художественным оформлением императорской резиденции.

Именно в этом зале проводились торжественные приемы офицеров императорской армии, в нем удостаивались монаршей аудиенции почетные граждане, представители дворянских сословий, московские чиновники. В стенах зала в 1945 году чествовали участников Парада Победы, а в 1961 году – первого космонавта Юрия Гагарина.

Александровский зал

В честь ордена св. благоверного князя Александр Невского (девиз ордена «За труды и Отечество»), назван очень красивый Александровский зал, расположенный в центральной части второго этажа, в настенных зеркалах которого отражается панорама Москва-реки и окрестностей, стены оформлены белым и розовым искусственным мрамором, а потолок и арки украшают золотые барельефные изображения ордена. Эксклюзивной особенностью зала является большой купол в форме эллипса, покоящийся на массивных, богато украшенных лепниной с позолотой пилонах, и шесть художественных панно, расположенных над дверями в зал (по три над каждой дверью), на которых запечатлены самые важные эпизоды из жизни князя Александра Невского, причем над одной дверью князь изображен воителем, над другой – иноком, принявшем схиму.

В этом зале государя-императора лицезрели городские дамы, присутствовавшие на торжественных выходах монарха.

Андреевский зал

Тронный зал Большого Кремлёвского дворца – единственный зал, получивший свое название еще до окончания строительных работ. По личному распоряжению императора Николая I зал был посвящен ордену святого апостола Андрея Первозванного – первому из всех учрежденных в российской империи орденов, девиз которого «За веру и верность» как нельзя лучше подходил для коронационных торжеств.

Интерьеры зала поражают богатством и роскошью – большие двухстворчатые двери, украшенные позолотой и атрибутами ордена (крестами и лентами), десять массивных бронзовых люстр и более трех десятков настенных бра, два камина из яшмы, уникальный мозаичный паркет из нескольких пород дерева, оббитые тканью голубого цвета (в тон ленты ордена) стены. Но самым главным элементом зала является тронное место, расположенное у восточной стены, где до конца XIX столетия, под резным золотым шатром с горностаевым балдахином, стояло кресло самодержца, украшенное богатой резьбой. Правда, один раз традиция была нарушена – в годы правления последнего российского императора Николая II под пологом балдахина установили три царских кресла – для него, его супруги императрицы Александры Федоровны и вдовствующей государыни Марии Федоровны. На пологе за креслами художники расположили изображение двуглавого орла, над балдахином – окруженный изображениями архангелов герб Российской империи, а свод над троном украсили православным символом Святой Троицы – «Всевидящим оком в сиянии».

В 1933–1934 годах Александровский и Андреевский залы, в угоду новой власти, объединили в один огромный зал заседаний, в котором проходили съезды, пленумы и всевозможные собрания Верховного Совета СССР. Лишь спустя более 60 лет парадным залам дворца был возвращен их исторический облик и в настоящее время в Андреевском, как и в Александровском залах проводятся самые значимые государственные мероприятия.

Владимирский зал

Ордену святого равноапостольного князя Владимира Крестителя (девиз «Польза, честь и слава») посвящен четвертый парадный зал дворца. В этом квадратном, но благодаря скошенным углам кажущемся восьмигранным, декорированном розовым мрамором зале своды украшены золоченым лепным орнаментом, сходящимся в самой высокой точке – большом световом куполе, в дневное время освещающем весь зал. Для освещения зала в вечернее и ночное время предусмотрена большая (весом без малого три тонны), золоченая бронзовая трехъярусная люстра и четыре торшера.

Благодаря своему расположению (в своеобразном центре второго этажа) – этот образованный на месте древнего Постельного крыльца зал, двери из которого ведут в Георгиевский зал, Святые сени Грановитой и Золотую Царицыну палаты, Теремной дворец, стал фактически ключевым архитектурным элементом Большого Кремлёвского дворца, связавшим воедино постройки разных столетий.

В этом зале монарх заканчивал высочайший обход дворца, где его встречали представители купечества и мещане. Кстати, за заслуги перед Отечеством орденом святого князя Владимира награждались выдающиеся люди своего времени – военные и гражданские чины, среди которых есть и имя архитектора К. Тона.

Екатерининский зал

Немного в стороне от остальных залов на парадной половине дворца находится достаточно небольшой, но изысканно оформленный Екатерининский зал, посвященный единственному в России женскому ордену – св. великомученицы Екатерины (девиз «За любовь и Отечество») и являвшемуся тронным залом государынь. В отличие от других парадных залов дворца, в Екатерининском все дышит уютом и комфортом, начиная от расположенных по обеим сторонам зала колонн, богато украшенных малахитовым орнаментом, стен и сводов, декорированных муаровыми узорами, лепными золочеными украшениями, до инкрустированной резной мебели, бронзовых золоченых люстр и хрустальных канделябров. А выложенный геометрическим орнаментом паркет до сих пор имеет высокую художественную ценность.

В настоящее время Большой Кремлёвский дворец является парадной резиденцией главы Российского государства, а в его залах проводятся встречи и приемы на высшем уровне и самые значимые государственные мероприятия (официальные церемонии, вручение государственных наград и верительных (консульских) грамот и другие).