Показать регионы

Церковь Димитрия на крови

Церковь царевича Димитрия на крови – нарядный пятиглавый храм, расположенный на крутом берегу Волги в северо-восточной части Угличского кремля. Выстроенный в конце XVII столетия в память о загадочной смерти царевича Дмитрия, в настоящее время храм является одним из объектов Угличского историко-архитектурного и художественного музея и объектом культурного наследия России. 
Из истории

Северо-восточную часть Угличского кремля украшает кирпичный красно-белый храм с живописным декоративным пятиглавым навершием, трапезной, невысокой шатровой колокольней и папертью, выстроенный в камне в 1692 году на месте загадочной смерти царевича Дмитрия, младшего сына царя Иоанна IV Грозного.

День 15 мая 1591 года навсегда вошёл в историю государства Российского как некий рубеж, у которого завершилось 700-летнее царствование Рюриковичей – при невыясненных обстоятельствах погиб её последний представитель – восьмилетний царевич Дмитрий. Драма, разыгравшаяся на полянке у княжеских хором тёплым майским днём, повлекла за собой необратимые последствия, отразившиеся на судьбе всего государства, а на месте гибели царевича, по одной версии, от рук убийц, по другой – в результате несчастного случая – вскоре после его смерти поставили временную деревянную часовню.

В 1630 году по указу царя Михаила Фёдоровича Романова и на выделенные из царской казны средства часовню перестроили в шатровую деревянную церковь, причём сам государь пожаловал новому храму плащаницу и икону с изображением царевича Дмитрия. Больше никаких сведений о внешнем и внутреннем убранстве мемориального храма царевича Димитрия на крови не сохранилось, а к концу XVII столетия храм и вовсе обветшал, поэтому по указу царствовавших Петра (будущего императора Петра Великого) и Ивана Алексеевичей был разобран и на его месте выстроена новая каменная церковь.

В 1692 году главный престол выстроенного храма был освящён во имя царевича Дмитрия, а придел – в честь Архистратига Михаила (вполне вероятно, что придел с посвящением тезоименитому святому царя Михаила Фёдоровича существовал в предыдущем храме). 

Поставленные на общий подклет здание двусветного четверика церкви, с северной и западной сторон окружённого открытой галереей и увенчанного декоративным пятиглавием, не связанного функционально с внутренним пространством, здания трапезной, колокольни и паперти оказались расположенными на одной оси, представляя собой характерный для архитектуры второй половины XVII века тип строения «корабль». Причём невысокая храмовая шатровая колокольня является типичным примером сооружений такого типа в угличском зодчестве, где ярус звона возвышается не над промежуточным восьмериком, а вырастает прямо из четверика колокольни. 

Выкрашенные в красный цвет (цвет пролившейся крови) фасады храмового ансамбля мастера дополнили белокаменными декоративными деталями – карнизами, наличниками, полуколоннами, фризами, цветными изразцовыми вставками, а луковичные главы собора, поставленные на тонкие глухие барабаны, покрасили в небесно-голубой цвет. И хотя церковь Димитрия на крови, выстроенную как мемориальный храм без прихода, посвятили отнюдь не радостному событию, здание получилось очень нарядным и праздничным. 

В 1752–1757 годах в Угличском кремле над реставрацией зданий работал московский архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский, который перестроил подклет храма, трапезную, а также отремонтировал его кровлю и главы. 

В 1772 и 1788 годах интерьеры храма и трапезной, одним из раритетов которой является сохранившаяся со времени основания церкви дверь, расписанная и пышно декорированная коваными ажурными заклёпками, украсили росписями на библейские сюжеты и композициями из Жития и смерти царевича Дмитрия и до второй половины XIX века больше никаких перестроек в храме не производилось.

В 1861 году в верхнем ярусе церкви на частные пожертвования и на выделенные из бюджета города средства вместо галереи с северной стороны был устроен ещё один придел – в честь ярославских чудотворцев Фёдора, Давида и Константина, а в 1867 году в нижнем ярусе храма установлен большой золочёный иконостас, основу которого составили старинные иконы XVII века – Цареградская и Смоленская иконы Божьей Матери (1630 год) и «Спас Великий Архиерей» (1692 год). 

Храм в наши дни

После присвоения Угличскому кремлю статуса Музея древностей в 1892 году в церкви царевича Димитрия на крови расположились музейные экспозиции, существующие в храме и в наши дни. Одним из самых первых и интересных экспонатов является набатный колокол, на звон которого в мае 1591 года сбежались угличане и узнали о смерти малолетнего царевича. Последовавшее за этим народное волнение, вылившееся в самосуд над предполагаемыми убийцами царевича стало причиной того, что колокол «наказали», отрезав ему ухо и выслав в далёкий Тобольск. Три столетия находился старинный набатный колокол в сибирской ссылке, но в год открытия музея с Высочайшего разрешения был возвращён в Углич и торжественно установлен в церкви царевича Димитрия на крови. 

В 1971–1976 годах специалистами научно-производственной реставрационной мастерской Ярославля были выполнены работы по очистке и укреплению росписей стен. 

В настоящее время мемориальный трёхпрестольный храм является одной из достопримечательностей и историческим символом города и входит в состав Угличского историко-архитектурного и художественного музея с постоянно действующими экспозициями.