Показать регионы

Церковь Ильи Пророка (Ярославль)

Действующая православная церковь Ильи Пророка Ярославской и Ростовской епархии, выстроенная в самом центре старинного города Ярославль в середине XVII столетия. Удивительный памятник русского зодчества и живописи, являющийся объектом культурного наследия России и входящий в состав музея-заповедника города.
История Ильинского храма с XVII по XIX века

Центр древнего Ярославля, включенный в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, украшает белокаменный храм Ильи Пророка – одна из главных достопримечательностей города, старинное архитектурное сооружение с многовековой историей.

Живописный пятиглавый, богато декорированный Ильинский храм с приделами, трапезной и колокольней появился в Ярославле во II половине XVII столетия благодаря стараниям именитых ярославских купцов – братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных. Потомки высланных Иоанном Грозным новгородцев, осевшие в Ярославле, смогли наладить купеческие связи не только с Москвой, но и со странами Западной Европы, ведя успешную торговлю пушниной, жемчугом, церковной утварью. Братья поставляли товары к государеву и патриаршему дворам, и платили большие по тем временам торговые пошлины (от одной тысячи рублей в год и больше). А личное знакомство с первыми самодержцами из рода Романовых – Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем послужило тому, что с 1646 по 1650 годы Иоанникию Скрипину был пожалован высокий и почетный титул члена привилегированной купеческой гильдии – государева гостя. Честь невиданная, учитывая, что на то время во всей России таким титулом были отмечены всего около 30 человек.

Братья Скрипины – владельцы большого дома в центральной части городского посада, занимающего часть очень оживленной улицы Пробойная, вблизи городского рынка, в 1647 году начали возведение нового храма в честь Ильи Пророка. И место для него выбрали подходящее – рядом с подворьем Скрипиных, на месте двух старинных деревянных церквей – летней (холодной) Ильи Пророка и зимней (теплой) Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя дата строительства церквей достоверно неизвестна, одна из них, Ильинская, упоминается в исторических хрониках за 1612 год. Тогда во время нахождения в Ярославле Второго народного ополчения Минина и Пожарского возле церкви Ильи Пророка произошло чудесное исцеление от иконы Спасителя местного слепого. Предание гласит, что деревянная Ильинская церковь была выстроена предположительно на месте настоящей Ильинско-Тихоновской церкви в год основания города Ярославом Мудрым в честь его битвы с медведем, закончившейся победой князя.

Вонифатий и Иоанникий Скрипины – религиозные и боголюбивые, вложили много сил и средств для возведения Ильинского храма, и можно без преувеличения сказать, что он стал их любимым творением. Весь период строительства здания (с мая 1647 года по июнь 1650 года) братья не только лично контролировали весь процесс постройки, которым занимались ярославские мастера, но и очень скрупулезно подбирали живописцев для оформления интерьеров. Спустя три года усадьба Скрипиных украсилась великолепным, богато украшенным росписями, резными иконостасами, иконами в драгоценных окладах храмом, который и был торжественно освящен. А дату начала и завершения работ увековечили в надписи славянской вязью на белокаменной плите, расположенной справа от входа в храм.

Трепетное отношение братьев к возведению своего детища не осталось незамеченным. На последнем этапе строительства патриарх Московский и Всея Руси Иосиф с позволения царя Алексея Михайловича Романова одарил создателей храма редчайшей православной святыней – частичкой ризы Иисуса Христа, для которой, в ознаменование столь важного события не только для Скрипиных, но и для всего города, был сооружен шатровый Ризоположенский придел. Для украшения интерьеров Ильинского храма и его приделов братья Скрипины пригласили самых известных живописцев из разных городов. Это характеризует их как людей образованных и творческих, знающих толк не только в торговле. Также братья пожертвовали храму большое количество домашних икон, много лет собираемых ими для домашнего моления. Несколько икон XVI столетия украсили центральный иконостас, остальные иконы выполняли артели мастеров из Ярославля и Костромы. Большое количество икон Ильинского храма были украшены очень богато – одеты в золотые и серебряные оклады и обильно усыпаны драгоценными камнями, жемчугом.

Благодаря «Книге церковного строения», которую братья лично заполняли с самого начала строительства Ильинского храма, можно представить себе, насколько он был значимым для Скрипиных. Кроме описания строительных работ в книге перечислены иконы, созданные ярославскими мастерами с указанием фамилий изографов. Есть перечень икон «домашнего моления», опись церковной утвари, златотканых облачений священнослужителей, пелен и покров из бархата и атласа. А также описание тяблового дубового иконостаса и двух золотых крестов-мощевиков, один из которых, украшенный алмазами, жемчугом, рубинами и изумрудами, находился на иконе Спаса Нерукотворного. Центральный храм освещали четыре медных паникадила – большое весом 160 кг и три поменьше – по 80 кг, а на храмовой колокольне красовались десять колоколов, весом от 400 кг до 1,7 т. Храм опоясывала каменная ограда с примкнувшими к ней каменными домами священника и дьякона, и деревянным домом причетников.

Скрипины позаботились не только об обустройстве храма, но и о его дальнейшем безбедном существовании, отписав во владение несколько торговых лавок и палат. Местом своего упокоения братья выбрали храмовую домовую церковь – придел святых мучеников Гурия, Самона и Авива с устроенной в подклети усыпальницей. К сожалению, род братьев угас. В 1660 году, не оставив наследников, умер Иоанникий, в 1661 году – Вонифатий. Работы по украшению интерьеров продолжила жена Вонифатия – Иулита Скрипина. Незадолго до своей смерти, в 1680 году она заказала росписи центрального храма, которые выполнили мастера из Костромы под началом известных живописцев Гурия Никитина и Силы Савина и художники ярославской артели под руководством Дмитрия Семенова. В конце XVII столетия земской староста Иван Мякушкин пожертвовал средства для новых резных иконостасов центрального храма и Покровского придела. В 1697 году артель ярославских мастеров под началом Федора Федорова украсила стенописью Покровский придел, а в начале XVIII столетия – остальные приделы и галереи. В 1778 году в обустраивающемся Ярославле утвердили план застройки, благодаря чему Ильинский храм оказался в центре городского посада, и вокруг него была создана Ильинская площадь (сейчас Советская) с множеством административных зданий.

В течение XIX столетия Ильинский храм претерпел некоторые изменения во внешнем облике и интерьерах. Изначально позакомарное покрытие храма заменили тесовой четырехскатной кровлей. Остов центральной главы покрыли белым железом, а боковые главы, главы приделов и колокольни – ярко-зеленой черепицей. В 1807 году в южном Покровском приделе растесали и увеличили проемы окон, перекрыли крышу железом, за ненадобностью разобрали две кирпичные фронтонные стены и кирпичную главу, а также с 1839 года по 1871 год пять раз поновляли росписи. Спустя полвека, в 1857 году все главы основного четверика покрыли железом и выкрасили их в зеленый цвет. Кокошники северного придела Гурия, Самона и Авива заменили четырехскатной кровлей. В 1896 году вокруг храма появилась новая кованая ограда, выполненная по чертежу русского архитектора, реставратора и археолога А. М. Павлинова.

К началу XX столетия приход храма был небольшим и бедным – в 16 дворах проживало всего 29 особ мужского пола и 23 особы женского пола, и на ремонт денег катастрофически не хватало. Да и отписанные Скрипиными торговые лавки отошли в городскую казну еще в XVIII веке, поэтому в XX столетие Ильинский храм вступил в полном запустении, царившем во всех помещениях. Поэтому по инициативе и на пожертвования городского головы, статского советника, известного в городе крупного промышленника и мецената И. А. Вахрамеева в 1898–1904 годах в Ильинской церкви был проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ. К слову, Иван Александрович опекался обустройством всего города, но к Ильинскому храму у него было особое трепетное отношение. Так, в 1880-х годах, узнав, что старинная надпрестольная деревянная резная сень XVII столетия находится в крайне плачевном состоянии, он пожертвовал большую сумму денег на ее реставрацию. Благодаря И. А. Вахрамееву уникальный памятник резьбы по дереву сохранился до наших дней в первоначальном виде.

В ходе ремонтно-реставрационных работ, продолжавшихся в течение шести лет и проводившихся инженерами, архитекторами и живописцами из Москвы, Ярославля, Ростова, был укреплен фундамент западной и северной галереи, заделаны трещины в стенах, кровля и главы храма покрыты новыми листами железа. А также позолочены кресты на главах, заменены деревянные оконные рамы и входные двери железными, поштукатурены и побелены стены снаружи. Интерьеры храма в результате реставрационных работ также преобразились. Специалисты поновили стенопись, очистили от копоти и пыли иконы, вызолотили иконостас и паникадила, заменили прогнившие деревянные полы лещадными, ко всем иконам сделали новые лампады, престол и жертвенник облачили в новые одежды. На все работы было потрачено в общей сложности около 60 тысяч рублей. Церковь Ильи Пророка стала первым храмом Ярославля и одним из первых храмов России, восстановительно-реставрационные работы в котором проводились настолько масштабно и на таком достаточно высоком техническом уровне.

Судьба храма в советский и постсоветский периоды

Ильинская церковь не избежала участи сотен храмов России, которым новая рабоче-крестьянская власть уготовила разрушение и забвение. В декабре 1920 года ликвидационной комиссией был подписан акт о закрытии церкви Ильи Пророка, а чрезвычайная губернская комиссия постановила передать ее, как имеющую исключительную историческую и архитектурную ценность, Ярославскому историческому музею. Уже в начале 1921 года была проведена опись всего имущества храма, в мае 1922 года его, как историко-архитектурный объект поставили на учет и присвоили высшую категорию, а иконам, богослужебным книгам, серебряной утвари, колоколам означили статус музейных экспонатов. Правда, почти всю серебряную церковную утварь и ковчеги с хранящимися в них частичками ризы Спасителя вскоре изъяли, но сам храм, приписанный к отделу древнерусского искусства как памятник живописи и архитектуры, открыли для посетителей. До начала 1930-х годов все желающие могли ознакомиться с экспозициями икон, лицевого шитья, собраниями тканей, церковной утвари, располагавшимися в центральном храме и его приделах.

В 1931–1932 годах над Ильинской церковью нависла реальная угроза уничтожения – ее чуть не сравняли с землей по требованию «пролетарской общественности», но благодаря усилиям сотрудников сектора архитектуры православную святыню удалось отстоять. В конце 1930-х годов в храме без малого три года располагался губернский антирелигиозный музей. Именно в этот период в Ильинской церкви тогдашним руководителем музея В. М. Ковалевым был установлен маятник Фуко, ставший третьим по счету маятником в Советском Союзе вслед за аналогичными, установленными ранее в Ленинграде (Санкт-Петербурге) и Свердловске (Екатеринбурге).

В годы фашистского нашествия и в послевоенный период в помещениях храма сберегались фонды музея. Начиная со II половины минувшего столетия в храме, приделах и галереях трижды (в 1955–1956, 1960, 1983 годах) проводились реставрационные работы. Восстановление коснулось как внешних, так и внутренних объемов. Были очищены от пыли, паутины и плесени старинные иконостасы, окна, поновлены иконы и стенопись, заделаны трещины, восстановлена черепичная крыша Ризоположенского придела и глав колокольни, заново позолочены кресты на главах. После первого этапа восстановительных работ в 1956 году Ильинский храм как отдельный музейный объект открылся для посетителей. А в 1989 году после очередной реставрации был освящен главный храмовый престол в честь Ильи Пророка. С тех пор в дни больших церковных праздников в теплое время года в Ильинском храме служатся торжественные литургии. С 1990 года продолжаются работы по укреплению фресковой живописи главного храма мастерами из Ярославля.

Ильинский храм и сейчас находится в ведении Ярославского исторического музея, поэтому его экспозиции для посетителей открыты с мая по октябрь включительно.

Архитектура и интерьеры Ильинского храма

Церковь Ильи Пророка – яркий образец ранних ярославских храмов. Белокаменный крестово-купольный соборного типа храм на подклети с восточной стороны украшен тремя алтарными апсидами, окружен с северной и западной сторон двухъярусными галереями, оформленными крыльцами, с расположенными вдоль стен расписными каменными скамьями. Западное крыльцо галереи, двухмаршевое, с тремя просторными площадками, освещаемое четырьмя большими окнами, в старину являлось парадным входом в храм и преддверием Покровского и Ризоположенского приделов. Крыльцом с северной стороны галереи, освещенной тремя окнами, пользовались только в будние дни.

Над световыми барабанами, богато декорированными кокошниками и аркатурно-колончатым поясом, высятся пять массивных глав, покрытых черепицей и увенчанных позолоченными крестами. Храм трехпридельный, пятипрестольный. Приделы посвящены какому-либо святому или святым, имевшим большое значение для братьев Скрипиных. Центральный храм освящен в честь святого пророка Ильи. В дьяконнике алтаря храма располагается небольшой престол в честь основателя новгородского Спасо-Преображенского мужского монастыря Варлаама Хутынского. Самый красивый – Ризоположенский придел с одноименным престолом, выстроенный позднее, чем все остальные сооружения церкви для хранения уникальной православной святыни – частицы ризы Иисуса Христа. Есть еще небольшой придел во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива с престолом этих святых и теплый придел Покрова Пресвятой Богородицы с престолом в ее честь и трапезной.

Ильинскую церковь выстроили из красного кирпича, и до начала XVIII столетия ее стены были покрыты рисунками зеленого, охристого, синего цветов, что в сочетании с красным фоном создавало атмосферу невероятной праздничности и торжественности. После церковь стали белить известью с добавлением охры.

С северо-западной стороны к храму примыкает высокая колокольня с глухим нижним ярусом. В ярусе звона колокольня украшена арочками с килевидными завершениями, в шатровой части – рядами «слухов» с фигурными наличниками, которые, оттеняя строгий нижний ярус, придают легкость, ажурность и изящность всему строению.

Западная галерея соединена с нарядным Ризоположенским приделом, по своим архитектурным особенностям, подобным колокольне, но с прорезанными и украшенными наличниками окнами в нижней части. В восьмерике, покоящемся на четырехугольном основании, также прорезаны окна, а верх украшен двумя рядами кокошников, плавно переходящими в высокий шатер. Окна, расположенные в нижней части придела и восьмерика, создают общую пирамидальную композицию, прекрасно гармонирующую с центральным храмом и галереями.

С северной стороны к храму примыкает домовая церковь Скрипиных – придел святых мучеников Гурия, Самона и Авива с родовой усыпальницей в подклети. В плане храм небольшой, башенного типа с тремя рядами постепенно сужающихся к верху кокошников и небольшой главкой. Северную стену украшают три окна и одно окно расположено в алтарной апсиде. Расписывали придел в одно время с Ризоположенским приделом и галереями – в начале XVIII столетия.

Совсем крошечный Валаамский придел, расположенный в дьяконнике храма, разделен на алтарную часть и помещение для молящихся. Расписывали его те же мастера, которые украшали стены центрального храма в 1680 году.

Южный фасад храма украшает теплый Покровский придел с двумя апсидами и трапезной. В зимнее время в нем единственном проходили богослужения, поэтому система отопления неоднократно переделывалась, отчего страдала стенопись. В этом достаточно большом престольном храме семь больших окон, три из которых расположены в алтаре. Расписан храм в 1697 году ярославским изографом Федором Федоровым.

Все строения прекрасно гармонируют между собой, и, несмотря на некоторую ассиметричность, создают живописную композицию. Особый колорит придают ансамблю оформленные узорами галереи, приделы и колокольня. Своей нарядностью здания обязаны декоративным элементам, которые не поскупились привнести во внешний облик храма зодчие. Это и фигурные наличники, и всевозможные арочки, квадратные углубления, украшенные резными белокаменными вставками с изображенными на них сказочными зверями и птицами – крылатыми львами, двуглавыми орлами, райскими птицами.

Стенопись Ильинского храма выполнена ярославскими и костромскими мастерами в XVII столетии, использовавшими для оформления стен и сводов храма технику фресковой и темперной живописи. Картины и сюжеты на библейскую тематику, выполненные мастерами в ярких и насыщенных красках, несомненно, стали одним из ярких образцов русского искусства.

Интерьеры храма богаты не только изумительной фресковой живописью. Помимо икон, большинство из которых датируется XVII столетием, сохранились уникальные образцы деревянного зодчества – надпрестольная сень с моленными местами (тронами), по преданию, сделанные специально для царя Алексея и Московского патриарха Никона, иконостасы, царские врата, запрестольный крест, подсвечники, фигурные резные львы от подножья моленных мест.

Живописная церковь Ильи Пророка в Ярославле, без преувеличения, является жемчужиной русского храмового зодчества и в настоящее время выглядит очень торжественно, величественно и нарядно.