Показать регионы

Церковь Михаила Архангела (Валдай)

Церковь Михаила Архангела – православный храм Валдайского Иверского мужского монастыря, выстроенный в последней четверти XVII столетия над внутренними Святыми воротами обители и в настоящее время являющийся не только действующим храмом Иверской обители, но и самым живописным композиционным элементом её архитектурного ансамбля. 
Благоукрашение Иверского монастыря каменными строениями продолжилось и после возведения в обители в 1655–1656 годах Успенского (Иверского) и в 1671 году Богоявленского соборов. Одной из самых живописных построек стала церковь Михаила Архангела, украсившая в 1685 году внутренние Святые врата обители. Стоить отметить, что до возведения Святых ворот территория монастыря уже была разделена на восточную и западную части деревянной оградой, и в формировавшийся в то время ансамбль каменных монастырских строений деревянные сооружения уже не вписывались. 

Поэтому в 1683 году предположительно подмастерье каменных дел Аверкий Мокеев создал собственный проект будущего надвратного Михайловского храма, а бригада каменщиков под руководством стрельца Афанасия Фомина подрядилась возвести и новые каменные Святые ворота, и венчающий их храм Михаила Архангела.

Завершено строительство ворот и церкви было сравнительно быстро – уже в 1685 году новый храм был освящён. В конце 1680-х годов к Святым воротам примкнул Казначейский корпус с Никоновской (Михайловской) башней (слева), а в начале XVIII столетия – Братский корпус (справа). 

Согласно договору, заключённому А. Фоминым с настоятелем Иверского монастыря на постройку храма, строение увенчали пять глав, но уже во второй половине XVIII века навершие храма подверглось капитальной переделке, и с тех пор до настоящего времени над Михайловской надвратной церковью возвышается одна глава. 

Центральная воротная часть, задуманная как одноэтажное, прямоугольное в плане сооружение с глубокой сквозной аркой, оформленное двухстворчатыми коваными воротами в центральной части и с расположенными по обеим сторонам от них ложными арками, за которыми размещались хозяйственные помещения и ведущая к храму лестница, осталась такой и сегодня. 

Михайловская церковь с пятигранной апсидой и первоначальными пятью главами была возведена на широкой открытой, венчающей ворота площадке. Её размеры намного меньше площадки, ограниченной с южной и северной стороны торцовыми стенами смежных с ней корпусов, а с западной – высоким, прорезанным арочными окнами парапетом, за счёт чего выглядит церковь небольшой и очень изящной. 

Её внешний декор и декор Святых ворот намного богаче и ярче декора остальных монастырских строений и выделяется обилием вертикальных жгутов-валиков, прямоугольных и квадратных ниш, обрамления вокруг арок, широких фризов из поясков и поребриков, образующих живописное краснокаменное кружево на фоне белоснежных стен.

В течении XIX столетия храм Михаила Архангела и Святые ворота неоднократно подвергались некоторым переделкам и ремонтным работам. В результате некоторые дверные и оконные проёмы были заложены, а спустя время растёсаны вновь, также для разных нужд были сделаны новые перегородки и лестницы. 

Богослужения в Михайловском храме совершались до начала 1920-х годов, после чего его небольшое здание было закрыто вплоть до начала Великой Отечественной войны, когда в стенах бывшего храма разместился госпиталь. Видимо, именно в те годы интерьер храма претерпел изменения – внутренний объём был разделён на два этажа деревянными перекрытиями. 

В 1960–1980-х годах, когда в помещениях Иверского монастыря была открыта база отдыха, в надвратной Михайловской церкви проводились ремонтно-реставрационные работы – был восстановлен декор и шатровое навершие апсиды. Уже после передачи монастыря Новгородской епархии в 1990-х годах на храме появилась новая металлическая кровля, а кровля апсиды покрыта оцинкованным железом. 

В 2007 году в надвратном Михайловском храме прошла полномасштабная реставрация, в результате которой были заменены лестницы и перекрытия и упорядочено место для богослужений, в 2014 году – храм освятили, и в настоящее время он является действующей церковью, в которой совершаются богослужения и отправляются церковные требы.