Показать регионы

Церковь Михаила Архангела (Лощемля)

Храм Архангела Михаила в деревне Лощемля Тверской области построен в первой трети XIX в.
История

Каменная церковь, построенная в 1829 г., имела два престола: Архистратига Михаила (главный холодный престол) и Святителя Николая (теплый).

В 1901 г. в Михайло-Архангельском храме служили: священник Лебедев Андрей (63 года, в служении с 1861 г., в священника возведен в 1876 г., состоял членом благочинного совета и законоучителем церковно-приходской школы), диакон Франтов Пётр (41 год, диаконом с 1886 г., являлся учителем церковно-приходской школы), псаломщик Поведский Владимир (23 года, псаломщиком с 1897 г.). Прихожан в селе Лощемле и деревнях Афанасове, Горке, Горшкове, Ермолине, Змиеве, Красниньком, Павлове, Подусове, Пятницком, Соснушке, Хребтове, Худых Горах – 338 дворов (1 047 мужчин и 1 023 женщины).

В 1915 г. служили: священник Бутягин Василий (37 лет, на службе с 1903 г.), штатный диакон Франтов Аркадий (23 года, на службе с 1911 г.), псаломщик Васильев Пётр (25 лет, на службе с 1910 г., в Михайловской церкви с 1912 г.). Прихожан в деревнях Афанасово, Горка, Горшково, Ермолино, Змиево, Красненькая, Павлово, Подусово, Пятницкая, Соснушка, Хребтово, Худы-Горы – 1 213 мужчин и 1 181 женщина.

В приходе находилось 4 часовни.

Церковь Михаила Архангела не была закрыта после революции и действовала до 1961 г. После закрытия часть утвари перевезли в другие храмы, часть была расхищена.

В настоящее время здание находится в довольно плачевном состоянии. В 2010 г. начата реставрация, которая продвигается медленно. Частично заменена кровля.

Архитектура

Михайло-Архангельская церковь – небольшой и скромный храм, выстроенный в формах провинциального классицизма, характерных для памятников в окрестностях Бежецка. Ценность здания заключается в очень незначительной последующей перестроенности. Оно построено по типовому проекту, реализованному еще в нескольких подобных церквях, например, в селе Хонеево

Основной объем представляет собой традиционный «восьмерик на четверике», украшенный несложным декором – нишками полуциркульной и прямоугольной формы, карнизами и плоскими лопатками. Некоторые элементы, например, южное крыльцо, выполнены грубовато и лишь с условной ориентацией на первоначальный проект.

Внутри сохранился каркас подлинного иконостаса, изготовленного в первой трети XIX в., и фрагменты росписей, выполненных в два приема. Живопись середины – 3-й четверти XIX в. создана мастерской бежецкого круга, выполнившей также первоначальную роспись в Княжеве и Поречье. От нее сохранились лишь небольшие фрагменты в куполе (лазоревые фоны, сравнительно менее прописанные ангелы и Саваоф) и фрагментарно части композиций на стенах, где старая живопись проявилась под смытой или осыпавшейся записью. Остальная роспись выполнена местной мастерской в самом конце XIX столетия. Предположительно, эта мастерская создавала живописные композиции в приделах в Княжеве. Данная живопись довольно грубоватая, но в отдельных частях не лишена художественных достоинств.