Показать регионы

Церковь Ризоположения (Московский Кремль)

Церковь Ризоположения – первый домовой храм Московских митрополитов и патриархов. Этот памятник архитектуры возведён на Соборной площади Кремля артелью псковских зодчих в 1484–1485 гг.
Лето 1451 г. для жителей Москвы было омрачено новым набегом татарских войск под предводительством царевича Мазовши. Предместья города были объяты огнём, у стен Кремля кипела кровопролитная битва. Однако 2 июля, накануне праздника Ризоположения, татары из-за обострившихся внутренних противоречий были вынуждены отступить от города. В ознаменование благополучного исхода «скорой татарщины» митрополит Иона в 1451 г. освятил новую церковь Ризоположения (полное название – церковь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). Но простояла она совсем недолго: пожар 1479 г. почти полностью уничтожил её. Для строительства на том же месте нового каменного храма была приглашена артель из Пскова. По благословлению митрополита Геронтия небольшая однокупольная церковь, также посвящённая Положению ризы Богоматери, была построена в 1484–1485 гг.

Долгие годы она служила домовым храмом российских митрополитов, а с 1589 г. – и патриархов. Первые значительные изменения в первоначальный архитектурный облик церкви были внесены в середине XVII вв. После завершения в 1655 г. строительства нового патриаршего дворца храм был причислен к верхним (сенным) церквям при царском дворе и, для удобства, соединен с женской частью царских хором крытой галереей. Во второй половине XVII в. первоначальное позакомарное покрытие было заменено на четырёхскатное.

После Троицкого пожара 1737 г. по проекту архитектора И. Ф. Мичурина в облик церкви Ризположения были внесены важные изменения: шлемовидная форма купола храма была заменена на вазообразную, а щелевидные арочные окна стали прямоугольными. В XIX в. с южной стороны были пристроены крытое кирпичное крыльцо с лестницей и маленькая часовня во имя Печерской божией матери. В ней хранился чтимый список с чудотворного образа Печерской иконы Богоматери из Киево-Печерской Лавры. Из-за этой пристройки церковь иногда называли Печерской. Подобный список размещался и над западным входом в церковь. Икона почиталась как защитница метрополии. По преданию она сопровождала митрополитов из Киева сначала во Владимир, а потом в Москву. Как все храмы Кремля, Ризположенская церковь пострадала от боевых действий в 1917 г. и вскоре была закрыта.

В XX в. в стенах церкви Ризоположения неоднократно осуществлялись реставрационные работы. В 1920–1922 гг. под руководством архитектора И. В. Рыльского были разобраны поздние постройки с южной стороны, восстановлен портал и окна. В 1932 г. восстановительные работы на западном и восточном портале провели реставраторы группы архитектора Д. П. Сухова. В 1950 г. был восстановлен первоначальный облик церкви: она вновь обрела шлемовидный купол и позакомарное покрытие. В это время была разобрана и часовня. В 1965 г. реставраторы восстановили внешний декор стен храма, включая терракотовый орнамент и балясины. С середины ХХ в. церковь стала одним из Кремлёвских музеев. С начала 1990-х годов в её стенах после длительного перерыва возобновились богослужения в день престольного праздника.

Архитектурный стиль

Уютная и набольшая церковь Ризположения представляет собой одноглавый храм с тремя апсидами. В облике храма слились воедино элементы московской и псковской архитектурных традиций. Фасады храма чётко расчленяются на три части по вертикали. Верхняя часть стен, разделённая лопатками на три прясла, завершается килевидными закомарами. Храм опоясывает и украшает псковский терракотовый фриз и балясины.

Нижняя часть фасадов декорирована узкими полуколонками, соединёнными между собой килевидными арками. Терракотовый фриз опоясывает и пониженные апсиды храма. Центральные закомары трёх фасадов украшают неглубокие ниши-киоты. Декор несёт в себе глубокую религиозную символику. В его наружном убранстве были изображены лилии – цветок, который прочно связан с образом богоматери. Пресветлую деву издревле сравнивали с райской лилией. Основной декоративный узор на фасадах церкви выглядит подобно вышивке на ризе богоматери.

В храм можно попасть через три входа: с южной, западной и северной стороны. К южному входу с перспективным порталом ведёт крутая лестница с площадкой. Этот вход окаймляют колонки с дынеобразными расширениями в средней части и сноповидными капителями. Два других выходят на крытые галереи-паперти.

Основной объём храма покрыт по закомарам. Своды его опираются на четыре несущих столба. Оригинально решено завершение храма: оно не имеет парусов. Световой барабан храма, украшенный орнаментальным фризом, возвышается в месте пересечения коробовых сводов.

Стенопись храма

Настенная роспись внутри церкви Ризоположения выполнена придворными изографами С. Абрамовым, С. Поспеевым, С. Осиповым и И. Борисовым в 1644 г. Прежде они уже принимали участие в росписи Успенского собора, поэтому в стенописи двух храмов довольно много общего по стилю. На стенах в двух верхних ярусах изображены сцены из жизни богородицы. Ещё два яруса росписи ниже иллюстрируют прославляющий её гимн – Великий Акафист. В куполе традиционно изображён образ Христоса Вседержителя. Своды храма украшены фресками по сюжетам из Библии.

Юго-западный опорный столб храма из-за своей росписи получил название княжеского. Его покрывают изображения русских правителей. В самом низу выписаны образы русских князей Бориса и Глеба, Георгия Всеволодовича, царевича Дмитрия. Они призваны наглядно выразить идею мученичества и страданий за страну и православную веру. На верхнем ярусе изображены князья, признанные православной церковью святыми: киевский князь Владимир Красное Солнышко, владимирский государь Андрей Боголюбский, московские правители Александр Невский и Даниил Александрович. Таким образом, лишний раз подчёркивалась историческая преемственность Киевской, Владимирской и Московской Руси.

Северо-западный столб называют митрополичьим, поскольку в основном он расписан изображениями восьми выдающихся митрополитов от святителя Петра до святителя Филиппа Колычева. Выше всех находятся образы святых, покровителей первых представителей династии Романовых: Феодора Пергийского, Михаила Малеина и Алексия, человека божиего. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть единство церкви и государства. Во время реставрации 1955–1956 гг. фрески были расчищены от поздних наслоений и закреплены специальными средствами.


Иконостас и богослужебная утварь

Пятиярусный иконостас церкви выполнила группа мастеров во главе с Н. Истоминым в 1627 г. по заказу патриарха Филарета. Вероятно, кисти Н. Истомина принадлежит и главная икона храма. Подлинные царские врата Ризоположенской церкви не сохранились. Сегодня там установлены врата XVI в. из уничтоженного в 1930-х г. собора Спаса на Бору. На обеих створках царских врат находятся редчайшие образы на голгофскую тему. На южной створке изображён крест с орудиями страстей Христовых: копьём и губкой на трости. У подножия креста лежит череп Адама, омытый кровью Христа. Такая сцена символизирует искупление первородного греха прародителей человечества. На северной двери изображён раскаявшийся разбойник. Этот прощёный грешник указывает путь в Рай.  

Справа от врат в местном ряду находится храмовая икона Положения Ризы Богоматери. За ней в раме, ранее принадлежавшей иконе Владимирской богоматери, располагается икона Тихвинской Богоматери. В левой стороне от царских врат разместился образ Святой Троицы. Иконостас Ризположенской церкви замечателен своим редким пядничным рядом. Он составлен из большой подборки маленьких икон XVI–XVIII вв. размером в ладонь (пядь). Среди них есть образы Софии Премудрости божией, Казанской Богоматери и святого Василия Блаженного.

В храме сохранилось несколько уникальных богослужебных предметов. Перед иконостасом стоит несколько огромных деревянных подсвечников с узорным покрытием из цветного воска. В старину их называли «тощими свечами», то есть пустотелыми. Они имитируют массивные пудовые свечи, которые прежде возжигались перед иконами особо чтимых святых. Малые свечи устанавливаются на подсвечник с помощью особых наверший. «Тощие свечи» были подарены храму в 1649 г. патриархом Иосифом. Подсвечники украшены посеребрянными поддонами, опирающимися на фигурки львов. Второй замечательный предмет церковного интерьера – позолоченное серебряное паникадило работы мастера Д. Сверчкова. Эта необыкновенная церковная люстра датируется 1624 г.

Выставка деревянной скульптуры

В северной галерее церкви Ризоположения размещена небольшая выставка русской деревянной культовой скульптуры. Представленные в ней экспонаты привезены в Москву из разных уголков страны. Особую ценность имеет горельеф святого Георгия, датируемый концом XIV в. Ранее он размещался в Георгиевском приделе церкви, уничтоженном пожаром 1737 г. Здесь же размещены резные иконы св. Николы Можайского с мечом и градом из храма св. Николы Гостунского, Распятие с разбойниками из Чудова монастыря. Дополняют экспозицию и другие различные резные кресты, складни и иконы, созданные в XV–XIX вв.

Церковь Ризположения гармонично вписывается в ансамбль Соборной площади Московского Кремля. Знакомство с этим памятником архитектуры подарит яркие воспоминания и поможет расширить представления об истории российской архитектуры и живописи.