Показать регионы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Лебедево)

Каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Лебедево построен в начале XX века, является примером скромной сельской церкви, сооруженной в русском стиле, отличается необычной объемной композицией.
Из истории

Храм находится посередине села и обращен западным фасадом к дороге. Построен в 1910–1915 гг. рядом с деревянной церковью того же посвящения, сооруженной в 1731–1741 гг. в вотчине мичмана П. И. Давыдова и по его заказу (не сохранилась). Рядом предполагалось возвести колокольню, но по неизвестным причинам она не была построена. 

В советский период, не позднее 1930-х гг., храм был закрыт, в дальнейшем утрачены главы, иконостас, полы, большая часть настенной живописи. Почти все окна в настоящее время заложены. 

Архитектура и роспись

Кирпичное неоштукатуренное здание Богородицкой церкви с белокаменным цоколем представляет собой прямоугольный объем под пологой вальмовой кровлей, объединяющий храм и алтарь. Восточный фасад акцентирован ризалитом в средней части, который возвышается в виде глухого массивного куба над алтарем, некогда он был увенчан пятью главами. Северный и южный фасады в соответствии с внутренней структурой поделены лопаткой на две неравные части, прорезанные одним и четырьмя арочными окнами соответственно. Углы объема обрамлены огибающими лопатками. Короткие лопатки в простенках между окнами завершены маленькими килевидными кокошниками с упирающимися в них килевидными же архивольтами арочных окон. Окна алтарной апсиды заглублены в крупные прямоугольные ниши. Горизонтальные членения фасадов подчеркнуты двумя полочками, расположенными на уровне подоконников и оснований арочных перемычек, верху стены декорированы антаблементом с поясом поребрика, фризом квадратных ниш и карнизом с зубцами. Декор западного и восточного фасадов повторяет мотив главных фасадов. Ризалит прорезан двумя окнами, объединенными общей нишей, по сторонам от него – по одному окну. На западном фасаде расположенный в центре арочный входной проем фланкирован двумя ложными окнами. В окнах сохранились кованые решетки с вертикальными прутьями, украшенными завитками.

Пространство внутри храма разделяют два крещатых столба, сильно сдвинутые к востоку, и опирающиеся на них подпружные арки. Помещение перекрыто тремя коробовыми сводами с распалубками, своды в алтаре, дьяконнике и жертвеннике – крестовые. 

В интерьере сохранились фрагменты масляной живописи начала XX века, исполненной в манере, подражающей В. Васнецову. Композиции на зеленом фоне обрамлены рамами с полихромным цветочным орнаментом. На центральном своде – фигура Саваофа, написанная по образцу центрального купола московского храма Христа Спасителя, но в сравнении с прообразом, колорит темнее и ближе тяготеет васнецовскому. На северном своде – изображение стоящего Христоса с крестом, на южном – Божией Матери. В распалубках центрального свода с западной стороны написано Рождество Христово, с восточной – Христово Воскресение. В простенках между окнами помещены фигуры святых в рост: на южной стене – Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова, пророка Илии, на северной – три святителя с Василием Великим в центре. Отличительными особенностями образов являются чрезмерно удлиненные пропорции, крупные головы, яркий цвет одежд. Над ними в люнетах находятся композиции «Нагорная проповедь» (на северной стене) и «Вход в Иерусалим» (на южной стене).