Показать регионы

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Выдропужск)

Церковь Смоленской (Выдропусской) иконы Божией Матери – действующий кирпичный шестипрестольный храм второй половины XVIII века в селе Выдропужск, построенный на месте более древней церкви по проекту архитектора С. И. Чевакинского.
История церкви

В XVIII столетии в селе Выдропужск существовали два деревянных храма – в честь Георгия Победоносца и Богоматери Одигитрии (Смоленская церковь).

В 1756 году в ответ на прошения прихожан было дано разрешение Святейшего Синода на строительство вместо сгоревшего Смоленского храма новой каменной церкви Богоматери Одигитрии. По разным причинам начало работ затянулось на долгие 13 лет. Церковь была заложена 8 августа 1769 года и сооружалась в несколько этапов. Вскоре после начала строительства работы были приостановлены из-за нехватки материалов и возобновлены только в 1775 году строительной артелью санкт-петербургского архитектора С. И. Чевакинского. 

В 1784 году строительство было завершено и 18 сентября церковь освятил священник Пётр Алексеев. Храм имел три предела: главный – Одигитрии Смоленской, боковые – Рождества Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы. Савва Иванович Чевакинский до освящения Смоленского храма не дожил, он скончался в 1779 году (по другим данным, в 1780–1783 гг.), но его творение было по праву оценено современниками архитектора: «Оная церковь трёхпрестольная, строена по плану лучшею нынешнего века архитектурою».

По данным на 1791 год, в приходе числилось 94 двора, в которых значился 791 прихожанин мужского пола.

24 февраля 1792 г. благочинный священник Иоанн Иоаннов, священник Варфоломей Иеремиев, диакон Михаил Парамонов, дьячки Никита Карпов и Иван Михайлов, а так же пономарь Никита Никитин направили прошение епископу Тверскому и Кашинскому Тихону о позволении построить при храме каменную колокольню. В прошении сообщалось, что «колокола висят на столбах, почему и звон бывает по причине низости не ясен», и предлагалось разобрать имеющуюся в селе старую ветхую деревянную Георгиевскую церковь, употребив ее на обжиг кирпича для возведения колокольни. Её строительство рядом с храмом началось в 1793 году на средства прихожан.

В 1811 году полы в летней церкви выстелили чугунными плитами, приделы Смоленского храма по этому случаю были заново освящены. В 1812 году церковь была покрыта железом. В 1823 году на второй ярус колокольни перенесли престол Георгия Победоносца. В 1825 году перелит разбитый колокол, а в 1828 году вызолочен венчавший церковь железный крест. В 1831 году купол храма перекрыт новым железом. В 1834 году вызолочен иконостас, в 1835-м принимается решение об устройстве нового иконостаса. В 1836–1837 годах между церковью и колокольней построили трапезную с двумя приделами – Успения Пресвятой Богородицы (левым) и Николая Чудотворца (правым). 

В 1843 году у кладбища вблизи храма построили каменную сторожку, в том же году Смоленская церковь была обнесена каменной оградой в духе позднего классицизма. В 1846 году стены храма были заново оштукатурены, окрашены и он окончательно приобрел свой современный вид. К этому времени в церкви было шесть престолов: Смоленской Божией Матери (холодный средний), Покрова Божией Матери (холодный правый), Рождества Иоанна Предтечи (холодный левый), Святителя Николая (теплый правый), Успения Божией Матери (теплый левый), Великомученика Георгия (в колокольне).

В 1901 году в церкви Смоленской иконы Божией Матери служили: священник Куприанов Василий Петрович (35 лет, священником с 1885 г., состоял законоучителем земской школы и двухклассного Министерского училища, окружным миссионером), священник Смирнов Илия Иоаннович (35 лет, священником с 1889 г., состоял сотрудником духовного следствия и законоучителем земской школы), диакон Троицкий Димитрий Васильевич (57 лет, диаконом с 1883 г.), псаломщик Лебедев Александр Васильевич (34 года, псаломщиком с 1886 г.), псаломщик Смирнов Иван Иванович (55 лет, в должности с 1864 г.). 

Прихожане священника В. П. Куприанова: в селе Выдропужск, в деревнях Выщне-Волоцкого уезда (Барилове, Васильеве, Константинихе, Никиткине), в деревнях Новоторжского уезда (Григанове, Кулакове, Лукине, Пестове, Скоморохове, Черенкове) – 236 дворов (1 612 человек – 768 мужчин и 844 женщины). Прихожане священника И. И. Смирнова: в селе Выдропужск, в деревнях Вышне-Волоцкого уезда (Вязьмихе, Мошкове, Окшонтове), в деревнях Новоторжского уезда (Александрове, Алексеевском, Будовке, Вешках, Меринове, Рачкове) – 235 дворов (1 566 человек – 744 мужчины и 822 женщины).

К приходу церкви было приписано 9 часовен:

  • Покрова Пресвятой Богородицы – в селе Выдропужск (деревянная);
  • Великомученика Георгия – в селе Выдропужск (деревянная);
  • Смоленской Божией Матери – в селе Выдропужск (каменная, построена в 1875 г.);
  • Рождества Богородицы – в деревне Скоморохове (деревянная);
  • Великомученика Георгия – в деревне Алексеевском (деревянная);
  • Великомученика Георгия – в деревне Мошкове (деревянная, построена в 1857 г.);
  • Сергия Радонежского – в деревне Вязьмихе (деревянная);
  • Мучеников Мины, Виктора и Викентия – в деревне Никиткине (деревянная);
  • Святителя Николая – в деревне Вешках (деревянная). 

В 1931 г. храм был закрыт, в последующие годы из него вынесли иконы, которые были разобраны местными жителями. Особо чтимая Выдропусская икона хранилась у двух благочестивых старушек, сестер Небесновых Марии и Параскевы. После их смерти образ вместе с домом унаследовала Анна Захаровна Большакова, а после нее, 1951 году – Степан и Матрёна Юрзовы. В 1970–1980-х гг. икону хранили их дети. В 1995 году Антонина Степановна Юрзова передала ее во вновь открытую Смоленскую церковь. 

Архитектура и убранство

Композиция кирпичного оштукатуренного здания церкви Богоматери Одигитрии, симметричная относительно продольной оси, состоит из основного объема, трапезной и колокольни, имеющих стилистически единообразную ампирную обработку фасадов. Снаружи стены выкрашены охрой, элементы декора побелены. В плане квадратный, центрического типа, четырехстопный основной объем построен на белокаменном цоколе. Его крестообразная двухцветная центральная часть завершена световым восьмериком и значительно выше одноцветных угловых пристроек. У трапезной и колокольни цоколь гранитный.

Интерьер храма был украшен полихромной клеевой живописью, выполненной в академической манере с применением гризайльной орнаментики. Среди многочисленных изображений присутствовали: Ветхозаветная троица, Саваоф, четыре Ветхозаветных пророка, парные фигуры евангелистов, сцены исцеления из христологического цикла и другие. 

В храме находились иконы начала XVIII века, хранилось Евангелие 1634 года, подаренное первым царем из династии Романовых – Михаилом Фёдоровичем