Показать регионы

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Каргополь)

Введенский храм построен в начале XIX века. В настоящее время в здании располагается один из выставочных залов Каргопольского музея.
Каменная Введенская церковь построена в 1808 г. на месте деревянной, впервые упомянутой в 1562 г. Храм имел значительные перестройки, последовательность и характер которых не установлены.

Каменная церковь на высоком подклете входит в ансамбль Соборной площади. Расположена к северу от Христорождественского собора и своим северным фасадом обращена к Октябрьскому проспекту. К северо-востоку от Введенской церкви находятся Соборная колокольня и церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Первый этаж церкви использовался для хозяйственных целей, в нем устроены кладовые. В верхнем этаже проводились службы.

В 1933 г. церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была передана музею. До начала 1980-х гг. в здании располагался единственный выставочный зал Каргопольского музея. Сегодня здесь расположен центральный выставочный зал музея.

Архитектура Введенского храма

Плановая структура симметрична относительно центральной оси, состоит из прямоугольника, вытянутого по оси и включающего в себя храм и трапезную, с востока к которому примыкают три апсиды, а с запада небольшой квадрат притвора с крыльцом на двух колонках. Индивидуальной особенностью памятника является своеобразная форма алтарной части: к двум близко поставленным боковым скругленным апсидам примыкает центральная, выдвинутая к востоку и выходящая торцами в середину боковых.

Объемно-пространственная композиция очень проста: к высокому трехсветному четверику храма с четырехскатной кровлей и небольшим деревянным восьмериком над ним с востока пристроена пониженная алтарная часть, внешний контур которой близок к трехчастной апсиде, а с запада – равная ей по высоте трапезная, одинаковая по ширине с четвериком, кровля которой устроена на два ската. У притвора и крыльца кровли трехскатные.

В подклете отдельные помещения (всего их пять) перекрыты коробовыми сводами с лотками и без них. Во втором этаже перекрытия плоские, за исключением боковых апсид, завершенных конхами. У восточных окон первого света видны остатки пяты распалубки, свидетельствующие о том, что церковь имела своды и во втором этаже.

Декоративное убранство фасадов лаконично и архаично по своей стилистике. В нем использованы мотивы, характерные для каргопольского зодчества XVII столетия (карниз, утопленные в толщу стены кокошники) и XVIII века (арочные амбразуры окон). Лишь небольшие круглые окна третьего света не имеют себе аналогий в памятниках Каргополя и являются типичной барочной деталью.

Плоские пилястры скрепляют углы отдельных объемов и членят фасады. Плоскости северного и южного фасадов Введенской церкви в нижней части прорезаны дверными проемами подклета, над которыми проходит ряд оконных проемов трапезной и первого света храма, заключенных в глубокие арочные амбразуры с мощными откосами. На одних осях с окнами первого света помещены прямоугольные проемы второго, над центральным из которых вверху имеется небольшое круглое окно. Прямоугольные окна украшены заглубленным в толщу стены профилированным кокошником. Восточный и западный фасады храма членятся лопатками на три части. В центральном прясле западной стены находится круглое окно, два аналогичных окна размещены в боковых пряслах восточного фасада. Под кровлей храма проходит карниз из полочек, валиков и ряда квадратиков. Окна боковых апсид расположены в месте примыкания апсиды алтаря, в уровне окон первого света храма. Два окна средней апсиды, украшенные замковыми камнями, расположены симметрично относительно равновеликой им центральной ниши. В гранях декоративного восьмерика нарисованы ложные окна, углы скреплены пилястрами.

На западном фасаде притвора, над кровлей крыльца расположены два окна, профильное обрамление которых в виде рамочного наличника и килевидного кокошника заглублено в плоскость стены.

Фасады Введенской церкви отштукатурены и побелены. В интерьере отштукатуренные стены украшены профильными тягами карнизов, в плафонах потолков имеются круглые медальоны. В храме стены в основании окон второго света имеют уступ и становятся тоньше. Полы дощатые, окрашены масляной краской.

В западном притворе расположена деревянная лестница, ведущая в храм.