Показать регионы

Иоанно-Предтеченский монастырь (Астрахань)

Иоанно-Предтеченский монастырь – единственный в Астрахани православный мужской монастырь с более чем трёхсотлетней историей, в наши дни являющийся действующей обителью Астраханской и Камызякской епархии. Основанный в последней четверти XVII столетия, монастырь был упразднён в начале и восстановлен в конце XX века. 
Из истории монастыря

История астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря связана с именем митрополита Астраханского и Терского Савватия, на личные средства которого, предположительно в начале 1680-х годов, и была основана в урочище Красный бор мужская обитель. Первые письменные упоминания о монастыре встречаются в летописях под 1688 годом, когда его строителем, старцем Александром, и иноками было подано прошение на имя митрополита Савватия о строительстве в монастыре каменного храма во имя святого Иоанна Предтечи. Митрополит благословил возведение монастырской церкви, но из-за разгулявшейся в июне 1692 года в Астрахани чумы, во время которой погибли настоятель монастыря и почти все иноки, строительство храма было отложено и завершилось только в 1697 году. 

Одновременно со строительством Предтеченской церкви территория монастыря, имеющая форму квадрата, была огорожена деревянными стенами, по углам были установлены небольшие башни, рядом с главным храмом выстроены настоятельские и иноческие кельи, а над въездными вратами с западной стороны обители – двухъярусная колокольня. 

Монастырские стены в 1706 году стали надёжной преградой для мятежных стрельцов и защитой для укрывшихся в обители правительственных войск под командованием фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, отправленного Петром I в Астрахань для подавления восстания. Для отражения атак мятежников в стенах обители были сделаны бойницы. После нескольких приступов штурм захлебнулся, а мятеж вскоре был подавлен. 

Спустя некоторое время благоустройство обители продолжилось – в 1714 году был выстроен деревянный храм в честь Сретения Господня, а в 1722 году открыта цифирная школа. Стоит отметить, что открывались цифирные школы, согласно указу императора Петра I, только при архиерейских домах и самых известных монастырях Российской империи, из чего можно сделать вывод о довольно высоком статусе астраханской обители в те годы. 

В 1723 году между епископом Астраханским Иоакимом и губернатором Астрахани Артемием Петровичем Волынским, поддерживающим католиков-капуцинов, разразился конфликт на религиозной почве, результатом которого стало упразднение Иоанно-Предтеченского монастыря. В стенах бывшей обители в том же году был открыт госпиталь для солдат астраханского гарнизона. И хотя все иноки были выселены, богослужения в монастырском Предтеченском храме совершались епархиальным священником в сослужении двух монахов астраханского Спасо-Преображенского монастыря (упразднён в конце XIX века), на помощь к которым позднее был прислан второй представитель белого духовенства Астраханской епархии. 

В конце 1727 года обитель вновь стала действующей – назначенный на должность епископа Астраханского Варлаам (Леницкий) сумел добиться возвращения Иоанно-Предтеченского монастыря в епархиальное управление. С того времени и до конца XVIII столетия в обители велось каменное строительство, продолжавшееся и после церковной реформы 1764 года, когда монастырь стал заштатным.

В течении трёх лет (1727–1730) монастырь был опоясан каменными стенами, выстроен двухэтажный корпус для настоятеля и, предположительно, возведён в камне Сретенский храм и деревянные братские кельи у северной стены ограды. В 1737 году в нижнем ярусе монастырской колокольни был устроен и освящён придел во имя святого мученика Иоанна Воина. В 1756 году в обители появилась небольшая каменная келейная церковь, освящённая в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость», разобранная из-за малых размеров в 1780 году и пристроенная придельным храмом к Сретенской церкви.

Продолжилось благоукрашение монастырского комплекса и в XIX веке. Обветшавшие здания были разобраны и на их месте выстроены новые – двухэтажный настоятельский корпус, в первом этаже которого с 1884 года действовала церковно-приходская школа, а во втором этаже находились комнаты настоятеля, вдоль восточной стены появились кладовые и погреба, в северо-восточном углу – баня, у южной стены – жилой дом для монастырской прислуги и конюшня с каретной. 

В 1895 году обветшавший Сретенский храм с Предтеченским приделом были разобраны и на их месте заложена новая каменная церковь с двумя приделами. Строительство было закончено в 1899 году, и в июле того же года епископом Астраханским Сергием (Серафимовым) был торжественно освящён главный престол в честь Сретения Господня. В сентябре 1909 года освятили правый придел в честь иконы «Всех Скорбящих Радость», а в августе 1910 года – левый придел во имя святителя Тихона Задонского. Одновременно с возведением нового храма были перестроены в камне и братские кельи с пристройкой к ним трапезной и, вероятно, в тот же период выстроен кухонный корпус. 

Монастырь в советский период и в наши дни

В управляемом игуменом монастыре в начале XX столетия подвизались восемь иноков и пять послушников, а во всех храмах совершались богослужения. Но в 1917 году рухнуло самодержавие, а вместе с ним и многовековые устои жизни православных христиан. Закрытие храмов и упразднение монастырей было поставлено на поток. Очередь до Иоанно-Предтеченского мужского монастыря дошла в 1919 году – его упразднили, в 1921 году в освободившихся зданиях разместили Астраханский детский дом №6, а часть корпусов передали в жилищный фонд города. Но несмотря на все перипетии первых лет советской атеистической власти монастырские храмы были действующими до 1929 года. 

После закрытия церквей многие строения монастырского комплекса – Предтеченский храм, колокольня с церковью Иоанна Воина и каменная ограда были разрушены, а Сретенская церковь была отдана «обновленцам». Но уже в начале 1930-х годов и её закрыли, после чего в ней долги годы размещался склад. Уцелевшие здания монастыря также использовались не по назначению, хотя, возможно, именно благодаря этому они сохранились до наших дней и в настоящее время являются памятниками архитектуры XIX века. Со временем территория обители заросла деревьями и кустарниками, которые облюбовали разные деклассированные элементы. 

Только в конце минувшего столетия в истории Иоанно-Предтеченского монастыря начался новый, светлый этап. В 1989 году Сретенский храм был возвращён в лоно Церкви с совершением малого чина его освящения в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а уже в 1992 году первым строителем монастыря был назначен протоиерей Василий (Ценько). За три года настоятельства отца Василия, нашедшего благотворителей, была отремонтирована единственная Сретенская церковь (из оцинкованного железа сделаны новые купола, произведена роспись стен), выстроены хозяйственные помещения, склады и временная каменная звонница. 

После возвращения Сретенского храма верующим он получил статус приходского, а благодаря хлопотам о. Василия в феврале 1995 года Указом Священного Синода Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своём звании, и в 1996 году в Сретенской (Иоанно-Предтеченской) церкви был совершён первый после долгих десятилетий забвения монашеский постриг. В то время в обители подвизались всего два инока во главе с настоятелем, и именно на их плечи легла основная часть работ по очистке территории от зелёных насаждений и мусора. Наряду с благоустройством территории началось постепенное восстановление построек и освящение приделов единственного на то время храма монастырского комплекса. Так, в 1995 году в честь Иверской иконы Божьей Матери был освящён правый придел Предтеченского храма, а в 1998 году во имя святителя Тихона Задонского – левый придел. В 2001 году в восточной части монастыря были выстроены здания бани и двухэтажного братского корпуса, первый этаж которого заняли лекционный зал, трапезная, мастерские и гараж, а второй – монашеские кельи. В 2002 году обители были возвращены настоятельский и другие корпуса, долгие годы принадлежавшие городскому жилищному фонду. 

В 2003 году после капитального ремонта двухэтажного настоятельского корпуса в нём разместились различные монастырские службы – ризница, классы воскресной школы, возобновившей после долгого перерыва свою работу ещё в 2001 году, хоровой класс и библиотека. 

За первое десятилетие нынешнего века монастырский комплекс полностью преобразился – были отремонтированы существующие корпуса, благоустроена и ограждена новыми каменными стенами территория обители, проведена масштабная реставрация единственного храма, в 2009 году освящённого великим чином в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, основан скит-подворье в селе Николо-Комаровка Камызякского района, в котором освящён храм в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша» и обустроено монастырское хозяйство – разводится домашняя птица, обрабатываются сад, виноградник на 500 кустов и огород. Также монастырём взята на попечение расположенная рядом с ним (на улице Грузинской) церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в которой с тех пор совершаются богослужения в воскресные дни и дни больших двунадесятых праздников.

Одним из этапом развития обители стало возобновление работы в её стенах в 2001 году воскресной школы, на базе которой в настоящее время занимаются хоровые коллективы (мальчиков – «Воскресенье», девочек – «Искорки»). С 2003 года при монастыре существует мужской хор «Скимен», специализирующийся на исполнении древнерусских распевов, а с 2009 года действует Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Боголепъ». 

Также в монастыре проводится большая просветительская работа – постоянно действуют катехизаторские курсы, проводятся ежедневные беседы со священниками, работает самая крупная в городе библиотека с постоянно обновляющимся книжным фондом и большой коллекцией CD и DVD, насельники монастыря посещают с миссионерскими беседами дома-интернаты для детей и дома престарелых, высшие учебные заведения города, в средствах массовой информации публикуются очерки об истории и настоящем монастыря, а с 2013 года в обители издаётся газета «Иоанновский листок». 

Главные святыни обители – особо чтимая Иверская икона Божьей Матери древнего письма, образ святителя Тихона, патриарха Московского и прп. Максима Грека с частичками мощей. 

Монастырь является действующим, в его главном храме совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения и отправляются церковные требы.