Показать регионы

Казанский собор (Волгоград)

Казанский собор (собор Казанской иконы Божией Матери) – действующий православный храм Волгоградской и Камышинской епархии. Памятник архитектуры последней четверти XIX столетия. Казанская церковь выполняет функции главного кафедрального собора Волгограда и является объектом культурного наследия России.
В городе-герое Волгограде, с последней четверти XVI по первую четверть XX столетия называвшемся Царицыным, есть много памятников истории и архитектуры, возведенных в разные годы и являющихся свидетелями героического прошлого старинного юго-восточного города.

История первого деревянного храма

Одним из самых красивых памятников архитектуры, несомненно является Казанский собор, расположенный на улице Липецкой Ворошиловского района города. История его строительства уходит корнями в начало XVIII столетия, когда в Царицынской крепости выстроили православный храм в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Почитание иконы началось в 1579 году, когда маленькой девочке Матроне Онучиной явилась в видении Пресвятая Дева и указала место расположения святыни – в подполе одного из сгоревших домов Казани. Так была обретена икона Пресвятой Богородицы. Огромное количество исцелений даже от одного прикосновения или взгляда на икону сделали ее чудотворной, а сам обретенный образ стал постоянным напоминанием русским людям о небесном заступничестве Богородицы, ее покровительстве и защите в ратных трудах и делах житейских. Слава о Казанской иконе ширилась по Руси. С нее снимались списки, спустя время становившиеся чудотворными, во многих городах возводились храмы в ее честь: в Москве и Санкт-Петербурге, Казани и Саратове, Коломенском и Ростове-на Дону, и многих других больших городах и малых селениях. Почиталась икона Казанской Божьей Матери в Царицыне, где в возведенном в ее честь храме в начале XVIII столетия проводились богослужения, собиравшие множество прихожан. С особой торжественностью праздновались дни памяти Казанской иконы – 8/21 июля (день обретения) и 22 октября / 4 ноября (день освобождения от польских захватчиков в 1612 году). Перед списками Казанской иконы, бережно хранящимися в храмах имени Ее, прихожане молились об исцелении от недугов, заступничестве в тяжелые времена, избавлении от захватчиков. Из местночтимых списков Казанской иконы самые известные: Богородско-Уфимская, Вязниковская, Тамбовская, Каплуновская, Вышенская, Нижнеломовская.

Из сохранившихся церковных книг известно, что причт Казанского храма в начале XVIII столетия состоял из нескольких священников, после смерти одного из которых – отца Петра (Дмитриева) в 1709 году, другой священнослужитель – иерей Федор Дмитриев по просьбе прихожан обращался к митрополиту Астраханскому и Терскому Сампсону о посвящении дьякона Алексея Игнатьева в сан священника.

Церковь Казанской иконы Божьей Матери существовала на пожертвования прихожан, поэтому расходование средств на ее нужды находилось под строгим учетом, о чем велись подробные записи в приходно-расходной книге. До наших дней эта книга не сохранилась, но выписки из нее были опубликованы в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» за 1886 год. Благодаря этому известно, что в 1717 году в храме был установлен колокол, на который потратили около девяноста рублей, что по сравнению с общецерковными тратами на год превышало последние в три–четыре раза.

Богослужения в деревянной Казанской церкви прекратились после сильного пожара, испепелившего ее дотла. Это случилось в 1720-х годах и только спустя почти два столетия в Царицыне был возведен новый храм в честь Казанской иконы.

Казанский собор, возведенный в камне

Место под новый православный храм на Дар-горе Царицына было выбрано не случайно. Во-первых, в конце XIX века это была наивысшая точка города, откуда открывался прекрасный вид на окрестности, во-вторых, именно там располагалось одно из городских кладбищ с деревянной часовней, и Казанская церковь должна была стать храмом для отпевания умерших горожан. Место для возведения храма в 1894 году выбрал и освятил епископ Саратовский и Царицынский Николай (в миру Николай Александрович Налимов). Для строительства Казанской церкви старую часовню разобрали, и в 1896 году заложили первый камень в основание нового храма.

Работы по возведению и внутренней отделке Казанской церкви продолжались три года на собранные прихожанами средства. 23 августа 1899 года в присутствии губернатора Царицына, крупных промышленников, фабрикантов и огромного количества горожан Казанская церковь была торжественно освящена епископом Саратовским и Царицынским Иоанном (в миру Иваном Александровичем Кратировым).

Здание Казанского храма выстроено из красного кирпича в лучших традициях древнерусской архитектуры с использованием богатого внешнего декора, характерного для направления «эклектика», очень популярного в зодчестве конца XIX века. Как и все православные храмы, Казанская церковь в плане крестообразная, украшена множеством кокошников, уменьшающихся кверху ярусами и придающих нарядность и праздничность всему зданию. Трапезную и колокольню, которые завершили храмовый ансамбль, возвели в 1904 году. Поскольку храм находился на территории второго городского кладбища, то и площадь возле него часто называли Кладбищенской.

Вблизи Казанской церкви располагалось здание церковно-приходской трехгодичной школы для девочек, находившейся на улице Елецкой, из окон зала второго этажа которой хорошо был виден Казанский храм.

Судьба храма в начале XX столетия

Казанскую церковь до революционных событий 1917 года посещало более шести с половиной тысяч прихожан. Изменение государственного строя коснулось всех сфер жизни, включая церковную. В новой рабоче-крестьянской стране не осталось места для православной веры и духовности, церкви, соборы и монастыри оказались не нужны. После принятого в январе 1918 года декрета об отделении государства от церкви храмы стали повсеместно закрывать, ценности изымать, а священнослужителей – репрессировать. В марте 1920 года специальная комиссия провела в Казанском храме опись всего имущества, а множество икон в дорогих окладах, старинных богослужебных книг и церковной утвари – реквизировала.

Эти тяжелые для православной церкви события усугубились внутренним расколом, приведшим к появлению в русском христианстве движению – обновленчеству, единственной, признаваемой властями православной организацией. В начале 1930-х годов Казанский храм перешел под управление живоцерковников (так называли обновленцев). Но независимо от того, под чьим управлением находился Казанский храм, возле него, как издавна велось на Руси, кормились юродивые, своими речами будоражившие души людей. Своими предсказаниями особо славились блаженные Екатерина, Татьяна и появившийся в городе незадолго до начала Великой Отечественной войны Адриан. Несмотря на лояльность властей к обновленцам, в декабре 1939 года церковь закрыли, а в помещениях разместили оборудование для выпечки хлеба. В статусе хлебозавода храм находился до фашистской оккупации.

Святыня, опаленная войной

Уездный город Царицын, переименованный в 1925 году в Сталинград, стал той твердыней, об которую споткнулась нога фашистского оккупанта, и началось победное шествие частей и подразделений Красной армии на запад. Сталинградская битва вошла в историю, как самое кровопролитное сражение всех времен и народов. После ожесточенных боев летом-осенью 1942 года фашисты почти полностью захватили Сталинград, намереваясь двигаться дальше к Каспийскому морю и на Кавказ. Оккупированные районы города подверглись полному разграблению – бывший немецкий комендант Сталинграда генерал-майор Ленинг в беседе со служащими комендатуры заявил об открытом грабеже города, посмевшего оказать ожесточенное сопротивление войскам вермахта. По его же приказу в декабре 1942 года немецкий капеллан отслужил в Казанском храме молебен о будущих победах немецкого оружия. За время оккупации в стенах храма всего дважды были немецкие офицеры и солдаты – на Рождество и Крещение.

Пытаясь уничтожить находящиеся в Сталинграде войска фашистов, советское командование отдало приказ усиленно обстреливать городские здания, в результате чего Казанский храм был почти полностью разрушен – от здания остались только стены. После освобождения города первоочередной задачей было восстанавливать дома, больницы, школы, поэтому до храма очередь дошла лишь в 1946 году, когда его в разрушенном состоянии передали прихожанам. Но уже с сентября 1945 года богослужения проводились в частном доме по улице Аткарской, до наших дней не сохранившемся.

Восстановление Казанской церкви

После передачи в 1946 году Казанского храма верующим группа архитекторов под руководством главного архитектора Сталинграда Василия Николаевича Симбирцева начала работы по восстановлению памятника архитектуры XIX столетия. Денег в казне не было, поэтому на ремонт церкви собирали пожертвования. Благодаря жителям поселка Рынок в храме появилась икона Казанской Божьей Матери, которую они вынесли из своего храма еще до разграбления его фашистами. В наполовину восстановленном храме на Вербное Воскресение 1946 года прошло первое богослужение.

После двухлетних реставрационных и восстановительных работ, в ходе которых был воссоздан первоначальный вид здания, в мае 1948 года архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп (в миру Виталий Степанович Ставицкий) освятил Казанский храм. К началу лета 1949 года восстановили трапезную, началась роспись стен, завершившаяся в 1954 году. Тогда же к храму пристроили придел во имя Святителя Николая, который в ноябре 1954 года освятил архиепископ Астраханский и Сталинградский Сергий (в миру Сергей Иванович Ларин). В 1956 году в храме появились хоры. Иконостас засиял новыми иконами – Архангела Михаила, Спасителя, Пречистой Девы, прп. Сергия Радонежского и другими.

Согласно официальному документу 1958 года – справке Сталинградского обкома КПСС, за семь лет на ремонтные и отделочные работы Казанского храма было потрачено более двух млн. рублей.

В 1972 году деревянный пол Казанской церкви демонтировали и заменили бетонным. В начале 1980-х годов к домику священника пристроили помещение для регистратуры, крестильной и других хозяйственных нужд.

Свой статус храм изменил в 1954 году, когда указом патриарха Московского и вся Руси Алексия I был переименован в собор Казанской иконы Божьей Матери. Он до настоящего времени является главным кафедральным собором Волгограда.

В 2010–2011 годах во время очередной масштабной реставрации Казанского собора, инициированной митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом (в миру Геннадием Евгеньевичем Тимофеевым) была полностью отремонтирована кровля, луковичные купола заменили шатровыми, причем к двум имеющимся куполам прибавилось еще четыре. Помимо наружных работ реставрация проводилась и внутри храма – заделаны трещины, поновлены росписи и лепнина на стенах, позолота на иконостасе. Финансировались восстановительные работы как из федерального, так и из регионального бюджетов, еще 15 млн. рублей выделило одно из предприятий Волгоградской области. Благоустроена и прилегающая к собору территория – в настоящее время на ней устроена детская площадка и разбит небольшой сквер. Поэтому жители близрасположенных домов с удовольствием проводят там свободное время вместе с детьми, а прихожане, как и более столетия назад, приходят на богослужения в нарядный и уютный Казанский кафедральный собор – главный православный храм Волгограда.