Показать регионы

Колокольня Введенского монастыря (Бежецк)

Колокольня и соборная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы были построены в 1680–1682 гг. как сооружения Введенского монастыря. В 1764 г. церковь обращена в приходскую, а в 1930-х гг. разрушена. Монастырская шатровая колокольня с небольшими изменениями сохранилась до наших дней и является старейшим каменным зданием города Бежецка.
История

Введенская церковь и колокольня были построены в последней четверти XVII века на территории Введенского мужского монастыря, основанного середине XV столетия.

К 1627 г. в монастыре уже существовал Введенский храм. Но он, только отстроенный после польского-литовского нашествия, сгорел. Новую церковь было решено возводить в камне. Деньги на ее строительство были пожертвованы думным дворянином и окольничим Семёном Ивановичем Заборовским. Т.к. своих каменщиков на тот момент в городе ещё не было, он пригласил ярославских мастеров. Одновременно с храмом велось строительство монастырской колокольни, завершившееся в 1680 г. Спустя два года, в 1682 г., уже после смерти С. И. Заборовского, было закончено строительство Введенской церкви, оно завершилось под руководством родственника Семёна Ивановича С. М. Заборовского. 

Колокольня стала первым каменным сооружением Бежецка. О соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы известно, что она была с трапезной, крыта тесом с пятью главами, крытыми черепицей.

В 1764 г., во время секуляризационной реформы Екатерины II, монастырь был упразднен, монастырская Введенская церковь обращена в приходскую. 

К приходу были приписаны городские окраины, а также пригородное село Шеломень (Шоломино), являвшееся имением Заборовских. Из упраздненного там храма в Введенскую церковь была перенесена Казанская икона Божией Матери, родовой образ Заборовских, считавшийся чудотворным. Вероятно, оттуда же были взяты работы Симона Ушакова. 

Церковь быстро пришла в упадок, а многие святыни были утрачены. Предположительно, в начале XIX столетия было изменено завершение колокольни. Значительной перестройке храм подвергся во второй половине XIX века. Проект реконструкции, утвержденный 25 января 1862 г., был осуществлен с некоторыми отклонениями. Четверик церкви и полукруглая алтарная апсида сохранили первоначальные стены, но их фасады претерпели большие изменения. Пятиглавие с ажурными крестами, по-видимому, тоже сохранило свой первоначальный облик. Композиция фасадов, прорезанных над входом тройными арочными окнами, придавала храму облик, напоминающий один из наиболее простых образцовых проектов Константина Тона. Шатровая колокольня, декорированная килевидными кокошниками, также имела общие черты с тоновскими проектами. После реконструкции церкви было решено в 1866 г. обновить иконостасы и древние иконы. Все они были написаны местными мастерами заново. Судьба работ Ушакова и других старых мастеров остается неизвестной. 

В послереволюционные годы Введенская церковь лишилась икон, богослужебных книг и утвари, а в 1930-х гг. она была разрушена. На месте храма поставили памятник В. И. Ленину

Архитектура колокольни

К счастью, монастырская колокольня сохранилась. Ее кирпичные стены оштукатурены. Прямоугольный в плане нижний ярус с уцелевшими на его стенах перспективными ширинками немного вытянут с севера на юг. Второй восьмигранный ярус прорезан арками звона. Его пилоны с поясками по внешней стороне соединяются простыми кирпичными балюстрадами и несут арочные перемычки с архивольтом. Выше килевидная тяга защищена двускатной кровелькой. Под балюстрадой – килевидный киот, имеющий фактуру крученого шнура. Грани шатрового завершения разделены кирпичными гуртами. Шатер увенчан узкой чешуйчатой маковицей с крестом. В северном пилоне нижнего яруса колокольни параллельно перекрытому коробовым сводом продольному проходу поднимается внутристенная лестница.