Показать регионы

Кременской Вознесенский монастырь

Свято-Вознесенский Кременский монастырь – православный мужской монастырь, одна из старейших обителей Всевеликого Войска Донского. Расположен на правом берегу реки Дон, на хуторе Саушкин. Главная святыня – икона Августовской Божией Матери.
Основание обители

Монастырь был основан иеромонахом Никанором с братией в 1693 г. в живописнейшем месте, на берегу Дона, став одной из старейших обителей Всевеликого Войска Донского. Сохранилось предание, что еще во второй половине XVI века, во времена атамана Ермака Тимофеевича в пещере на месте будущего монастыря подвизались семь монахов, пришедших сюда с Соловков.

В 1694 г. атаманское правление выделило в дар монастырю более 2 тысяч десятин земли и это дарение подтвердил в 1711 г. митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Позднее один из станичных приходов пожертвовал обители сруб старой часовни, после чего монахи подали прошение государю Петру I о позволении построить церковь. Царь прошение о перевозке сруба удовлетворил и повелел прирубить к нему круглый алтарь, а «верх на той церкви сделать по чину противу протчих церквей, а не шатровый». Освящение церкви во имя Вознесения Господня совершил казначей Усть-Медведицкого Преображенского монастыря иеромонах Иосиф. Но храм простоял недолго, ветхую постройку вскоре разобрали, бревна сожгли, а пепел развеяли по Дону.

Монастырь в XVII–XIX вв.

В 1782 г. по благословению епископа Воронежского Тихона вместо деревянной церкви в Кременском монастыре был выстроен каменный Вознесенский собор, имевший два придела: во имя апостола Андрея Первозванного и первомученика Стефана (северный) и в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (южный теплый), устроенные стараниями атамана Ефремова. Иван Перфилов пожертвовал средства на приобретение четырехъярусного иконостаса, паникадила, риз и другой утвари. Позднее на средства игумена Ильи с братией в трапезной части был поставлен придел в честь Сергия Радонежского. Для храма был изготовлен серебряный ангел, как бы спускающийся с небес, весом 3,5 фунта. Всего на возведение собора и его убранство было потрачено 13 000 золотых рублей. На деревянной колокольне установили семь колоколов, вес самого большого из которых составлял 100 пудов.

Монастырь разрастался, строятся стены, кельи, игуменский дом, трапезная. С 1783 г. настоятелем обители пребывал строитель Варлаам. По сведениям за 1786 г. в монастыре служил 31 человек: настоятель, 20 монахов, 3 иеромонаха и трудники. К монастырю было приписано около 100 крестьян. В конце XVIII столетия в караул было назначено 4 казака.

В отдалённой обители находили пристанище казаки, израненные во время походов и боёв. А если престарелый воин хотел уйти в монастырь, но не находил в нем для себя места, тогда он обычно выкапывал себе поблизости землянку-келью и проводил в уединении время, отпущенное ему Богом. В горе отшельниками было устроено несколько пещер-келий, которые впоследствии были соединены между собой ходами, здесь же была устроена небольшая подземная церковь.

Во 2-й половине XVIII века, в годы правления Екатерины II, государство начинает борьбу с казачьей вольницей, подавляя самостоятельность не только казаков, но также священников Войска Донского. В 1788 г. политика упразднения монастырей коснулась и Кременской Вознесенской обители. Монастыри, не имеющие штатов, велено было «обратить в приходские церкви». Ризницы и церковную утварь предписывалось передать в архиерейский дом, однако монахи не торопились с передачей до 1797 г. Почти все насельники были переведены в другие монастыри, разрешили остаться только иеромонаху Варлааму и двум монахам для сохранения имущества обители до обращения храма в приходской.

Казаки неоднократно обращались с прошением о возвращении обители и их просьбы были услышаны. Указом Синода от 20 октября 1798 г. Кременский Вознесенский монастырь был восстановлен и отдавался на содержание Войска Донского как внештатный 3-го класса, ему возвращались все земли. В 1796 г. братия монастыря включала иеромонаха Варлаама, монаха Георгия и 17 послушников, которые, помимо молитвы, работали на двух мельницах и сенокосах. В 1812 г. монахи лечили казаков, возвратившихся с Отечественной войны. 

В 1814 г. игумен Иоасаф в своем обращении к епископу Воронежскому и Черкасскому жаловался на крайнюю ветхость храма и келий, отсутствие ограды и колокольни. Игумен планирует построить больницу с Сергиевским храмом. Войско решило оказать финансовую помощь в перестройке монастыря, выдав до 5 000 рублей. Атаман Платов принял решение выделять по 1 000 рублей с 1819 по 1835 гг. на содержание игумена и насельников. В марте 1814 г. игумену было выдано 3 000 руб. «на устроение монастыря».

14 июня 1834 г. в монастыре открылось приходское училище, содержавшееся на станичные средства, в 1835 г. в нем обучались 48 мальчиков. 

Во время лихорадок и других болезней у могил «Семи братий» молящиеся получали исцеление. В 1859 г. жители станицы Кременской построили у могил каменную четырехугольную часовню. На праздник Вознесения Господня у часовни наблюдалось особенное стечение народа, а крестные ходы с близлежащих хуторов и станиц к часовне начинались за три дня до праздника.

В 1861 г. в Кременском монастыре началось капитальное строительство. Перестраивался настоятельский дом с покоями, кладовой и буфетом, работы велись на Чернополянской мельнице. В 1862 г. была составлена смета, предусматривающая возведение кирпичного дома для настоятеля, колокольни и каменной ограды. Общая стоимость сметы составляла 43 545 рублей 97 копеек. В 1863 г. при архимандрите Маркеллине завершено строительство деревянного братского корпуса с кухней и 8 кельями. В следующем году появился мезонин, соединивший дом архимандрита и новые кельи, дом для просвирни, четыре кельи с отдельным входом, перекрыт гостиный двор.

Из очерка Крылова об истории Кременско-Вознесенской обители, опубликованного в 1875 г., известно, что монастырь засевал ежегодно до 120 десятин (40 десятин под пшеницу, 20 десятин под рожь, 20 десятин под овес, 20 десятин под просо и лен). При монастыре было 72 вола на 9 плугов, до 50 коров, 150 голов гулевого скота, до 300 овец. Действовал конный завод, на котором содержалось до 100 коней, работали каменотесная мастерская, богадельня, школа грамотности, приют странников. Монастырская братия занималась различными работами: работой на покосе, ловлей рыбы и т.п. Но главным делом монахов была молитва. 

Согласно архивным документам, в 1912 г. в монастыре было 25 монахов и 47 послушников.

В советское время

Вскоре после прихода к власти большевиков монастырь, как и большинство других, был закрыт. Во время гражданской войны красные поставили на колокольне пулемет. Храм в результате обстрела получил несколько пулевых отметин, а стена Стефано-Андреевского придела была повреждена снарядом, в ней появилась пробоина метровой ширины, были и другие повреждения. Насельников, которых в монастыре было около 80 человек, разогнали в 1918 г., несколько монахов, отказывавшихся покинуть обитель, заключили в винный погреб, а потом расстреляли. Однако многие, прятавшиеся неподалеку в пещерах, позднее вернулись в монастырь. По рассказам старожилов, последний, живший в обители монах, умер в 1937 г.

Часть построек, в том числе часовня, были разрушены, входы в пещеры завалены. До наших дней сохранилось братское кладбище, на котором было предано земле 15 монахов.

В 1924 г. в стенах монастыря была организована колония для психически больных, просуществовавшая недолго. Уже в 1925 г. здесь была основана детская сельскохозяйственная колония, в которой перевоспитывали 150 беспризорников в возрасте 7–18 лет. Детей разместили в 9 корпусах, наскоро отремонтированных в 1926 г., они жили в ужасных условиях, в корпусах было тесно, многие спали на полу, вокруг грязь и антисанитария. 

Сам монастырь был в ветхом состоянии и требовал капитального ремонта. Из документов государственного архива Волгоградской области известно, что обитель находилась «в ведении общества ближнего хутора» и охранялась двумя монахами. В феврале 1927 г. проверяющие губернской детской комиссии требовали передать монастырь колонии под клуб. В апреле 1928 г. распоряжениями Губернского адмотдела и Усть-Медведицкого окружного исполкома фроловской милиции предписывалось выселить монахов из Кременского Вознесенского монастыря, передать его детской колонии, культовое имущество передать Волисполкому на временное хранение. Колония располагалась здесь до 1939 г.

В годы Великой Отечественной войны в стенах Кременской обители стояла советская воинская часть. Один сильно болевший солдат, мусульманин, получил исцеление на источнике, после чего поклялся, что непременно сюда вернется, если останется жив. В 1956 г. этот человек был назначен директором психбольницы, снова размещенной в монастыре. Вместе с женой он раскапывал засыпанный источник.

К монастырю, несмотря на запреты властей, приезжали паломники, ежегодно на месте разрушенных часовен проводились службы. В 1940-х гг. службы совершали бывший заштатный священник города Фролова Ф. Денисов и иеромонах П. Т. Терентьев с иеродьяконом С. Б. Коротковым из хутора Перекопского. Иеромонах П. Т. Терентьев, упоминаемый в отчётах, это, по всей вероятности, последний настоятель монастыря архимандрит Пантелеимон, который ушел после закрытия обители в станицу Перекопскую и служил там в церкви до своей смерти в 1963 г. Массовое паломничество и проведение служб было запрещено властями и прекращено с 1948 г. Больница в стенах монастыря просуществовала до второй половины 1960-х гг., после чего обитель опустела.

Современный период

В 1991 г. Свято-Вознесенский Кременский монастырь был возвращен Церкви. Осенью 1992 г. его посетил архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман, после этого началось возрождение обители. Прихожане из города Фролово расчистили территорию от мусора.

В июле 1993 г. в монастырь назначили иеромонаха Даниила (Михайлова). В 1996 г. наместником монастыря стал игумен Руфин (Иванов), при котором началось восстановление храма, часовен и других построек. На церкви установили купола, кресты и колокола, расчищен святой источник, расположенный в 3 км от храма, у приведенных в порядок могил «Семи братий» в октябре 2002 г. заложена часовня. На май 2004 г. в монастыре было пять насельников и два трудника. С 2007 г. новым наместником является игумен Савин (Аганин).