Показать регионы

Морской Никольский собор (Кронштадт)

Морской Никольский ставропигиальный собор – главный православный храм Военно-Морского Флота России, являющийся центром Военного благочиния Санкт-Петербургской и Ладожской епархии и имеющий статус объекта культурного наследия Российской Федерации. Выстроенный как храм-памятник морякам, погибшим в военных походах, в наши дни собор является также филиалом Центрального военно-морского музея. 
Первый храм-памятник морякам

Ещё во времена Петра I, основавшего на острове Котлин крепость Кронштадт – надёжный форпост, защищавший северную столицу от шведов, в её стенах по указу императора в 1728–1731 годах по проекту архитектора И. К. Коробова был возведён деревянный соборный храм, освящённый в честь Богоявления Господня и предназначавшийся для моряков всех званий и служащих Адмиралтейства. Высокий шпиль колокольни Богоявленской церкви не только служил хорошим ориентиром для судов, курсировавших по Неве, но также был виден и с Елагина и Васильевского островов Санкт-Петербурга

В новом соборе, в котором по велению Петра I всё напоминало о небесном покровительстве морякам, на протяжении столетия совершались торжественные богослужения в честь побед и памятных событий в истории русского флота, а ризница пополнялась реликвиями, связанными с историей походов русских эскадр и флотилий. 

В 1811 году колокольню деревянного Богоявленского собора, приписанного к Морскому министерству, архитектор А. Д. Захаров надстроил до семи ярусов, но сам храм к тому времени уже настолько изветшал, что в 1829 году по результатам обследования здания специальной комиссией при Кронштадтском строительном комитете был поднят вопрос о необходимости строительства новой церкви. Тогда из-за отсутствия средств у Морского министерства её постройка была отложена, и в Богоявленском храме продолжали совершаться богослужения. Но уже в 1841 году в связи с аварийным состоянием здания собор всё-таки был закрыт и разобран. 

В январе 1849 года был составлен и утверждён проект нового каменного храма, но его строительство всё время откладывалось, а после от проекта и вовсе отказались. Для русских моряков Богоявленский собор имел очень большое значение, поэтому в 1861–1862 годах по проекту архитекторов А. С. Кудинова и Ф. И. Трапезникова был выстроен временный деревянный храм, посвящённый, как и предыдущий, Богоявлению Господню, и, что интересно, действовавший до 1932 года. 

История строительства каменного Никольского собора

С середины XIX столетия вопрос о строительстве каменного храма-памятника погибшим морякам поднимался неоднократно, но воплотить идею в жизнь удалось только на рубеже XIX–XX веков. Инициатором строительства Морского собора, приуроченного 200-летнему юбилею русского флота, стал первый протопресвитер военного и морского духовенства русской армии о. Александр (Желобовский). Тогдашний военный губернатор Кронштадта, главный командир Кронштадтского порта, вице-адмирал Николай Иванович Казнаков горячо поддержал о. Александра и в октябре 1896 года представил руководству Морского министерства план и смету расходов на возведение вместительного каменного храма. В декабре того же года план был одобрен императором Николаем II и уже в марте 1897 года началась кампания по сбору средств, а также объявлен конкурс на лучший проект здания собора. Стоит отметить, что в созданный для сбора средств Комитет по строительству собора пожертвования делали не только члены императорской семьи, но и обычные горожане, а служащие Морского министерства, военные офицеры и моряки с 1898 по 1913 год даже ежемесячно отчисляли в Комитет 25% жалования. 

По результатам двух проведённых в 1897 и 1898 годах конкурсов ни один из представленных проектов комиссию, возглавляемую преемником Н. И. Казнакова – губернатором Кронштадта Степаном Осиповичем Макаровым, не удовлетворил, поэтому решили прибегнуть к помощи архитектора и гражданского инженера Василия Антоновича Косякова, ранее уже создавшего аналогичные по тематике строения (собор Петра и Павла в Петергофе, Богоявленскую церковь на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге). 

В апреле 1901 года один из двух проектов В. А. Косякова, в разработке которого ему помогали инженеры В. П. Шаверновский и А. И. Вексель, был одобрен Комиссией, после чего утверждён императором Николаем II. 

После выбора места для строительства соборного храма – в центре города-крепости, на большом открытом пространстве, известном как Якорная площадь, где издавна хранились вышедшие из употребления старые якоря, в сентябре 1902 года митрофорным протоиереем Иоанном Кронштадтским был совершён торжественный молебен на освящение места строительства храма. На торжествах присутствовали губернатор С. О. Макаров, высшие морские чины, курсанты и обычные горожане. 

Несколько следующих месяцев проводились работы по очистке площади от якорей и заливке фундамента здания, и в мае 1903 года в присутствии Николая II, его супруги Александры Фёдоровны, матери Марии Фёдоровны и братьев – великих князей Алексея, Владимира и Михаила Александровичей был совершён молебен на начало возведения собора, завершившийся салютом из орудий находившихся на рейде кораблей и крепостной артиллерии. 

Возведение соборного храма продвигалось довольно быстрыми темпами – в 1907 году само здание было вчерне закончено, в 1908 году смонтирована система отопления и начались отделочные работы, продолжавшиеся до 1913 года. В оформлении фасадов и интерьеров собора приняли участие художники и иконописцы, создавшие панно, мозаичные и майоликовые иконы, жёны моряков, подарившие храму собственноручно вытканные шерстью ковры, швеи мастерской Е. М. Бертельсон, вышившие серебряными нитями алтарные покровы, аналои, облачения священников. Всего же на строительство и украшение собора было потрачено около двух миллионов рублей. 

Чин торжественного освящения главного престола нового храма во имя святителя Николая Чудотворца и боковых приделов – во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла (правый) и св. Иоанна Рыльского – небесного покровителя Иоанна Кронштадтского (левый) совершил 10 (23) июня 1913 года тогдашний протопресвитер военного и морского духовенства о. Георгий (Шавельский) в сослужении протоиерея о. Алексея (Ставровского), а на торжествах присутствовали сам император Николай II, члены его семьи, высшие духовные и морские чины, обычные горожане. 

Никольский Морской собор получил статус приходского храма кронштадтского Богоявленского собора, и в нём, как и во всех православных храмах Кронштадта, начали совершаться богослужения, а на Якорной площади стали проводить военные парады и организовывать массовые гуляния для горожан. 

Судьба Никольского Морского собора в XX веке

В своём статусе православного храма Никольский Морской собор просуществовал всего несколько лет. После Октябрьской революции 1917 года  кардинально изменился не только уклад жизни его прихожан, но и дальнейшая судьба самого храма-памятника оказалась под вопросом. Начавшиеся целенаправленные гонения на Русскую Православную Церковь не оставили ни малейшей надежды священнослужителям Никольского собора на то, что их святыни разрушительный и бессмысленный ураган перемен не коснётся. 

Уже в 1918 году здание храма новые власти отдали в ведение Кронштадтского Совета рабочих и солдатских депутатов, а тот спустя год сдал его в пользование общине прихожан. Богослужения в соборе совершались ещё без малого десять лет, пока в октябре 1929 года храм окончательно не закрыли, определив его дальнейшую судьбу в качестве культурно-развлекательного центра. Оставшееся после нескольких экспроприаций имущество и церковные ценности передали в Государственный фонд, приход разогнали. В феврале 1930 года с храма сбили кресты (вскоре вместо них появились развевающиеся на ветру красные флаги), а с колокольни сняли колокола, оставив для оповещения о тревоге лишь один пятитонный колокол, хотя бытует мнение, что его попросту не сумели снять. 

В 1932 году внутреннее пространство собора перепланировали, открыв в здании кинотеатр имени Максима Горького, из-за чего долгое время бывший храм местные жители именовали «Максимкой», а в 1939 году отдали Дому офицеров. 

С началом оккупации в куполе Никольского Морского собора по приказу советского командования был устроен наблюдательный пункт, существовавший до снятия блокады Ленинграда. В тот трагический период здание бывшего храма неоднократно обстреливалось неприятелем, в результате чего его фасады в нескольких местах были пробиты снарядами, но уже с окончанием войны эти бреши были заделаны, а внутри произведён ремонт.

В 1950-х годах возникла идея переоборудовать здание под концертный зал военно-морского гарнизонного клуба на 1250 мест, для чего были проведены масштабные ремонтные работы – нашит подвесной потолок, устроена театральная сцена и балкон, появились перегородки, разделившие основной объём на части. В 1956 году состоялось торжественное открытие культурно-развлекательного центра моряков, в котором двадцать лет проводились праздничные концерты и вечера отдыха. 

В начале 1970-х годов местными властями было принято решение о реставрации Никольского Морского собора как памятника архитектуры местного значения, и после взятия его в 1975 году под государственную охрану начались масштабные ремонтно-реставрационные работы, финансирование которых взяло на себя руководство Военно-Морского Флота. В результате восстановительных работ зданию храма вернули первоначальный облик и в мае 1980 года, в канун празднования 35-й годовщины Великой Победы в северной галерее Никольского собора открылся филиал Центрального военно-морского музея – «Кронштадтская крепость», действующий и в наши дни.

В феврале 1995 года собору был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения и спустя некоторое время разработан проект и составлена документация для ещё одной реставрации, включившей в себя воссоздание интерьеров в прежнем, дореволюционном виде и восстановление мемориальных досок с именами погибших за Родину моряков. 

В октябре 2002 года на соборную колокольню был водружён крест, а уже в ноябре 2003 года Никольский Морской собор был передан в ведение Санкт-Петербургской епархии и в декабре 2005 года в храме была отслужена первая за 75 лет божественная литургия. Новые колокола вместо утерянных в советский период были освящены и заняли свои места на соборных звонницах в июле 2011 года, а в апреле 2012 года Патриархом Кириллом был совершён малый чин освящения Никольского собора. По окончанию полного комплекса ремонтно-реставрационных работ 28 мая 2013 года, в день празднования 100-летнего юбилея храма, Святейшим Патриархом Кириллом был отслужен торжественный молебен на Великое освящение храма. На следующий день на заседании Священного Синода Никольскому Морскому собору был присвоен статус главного ставропигиального храма Военно-Морского Флота России

Никольский собор в наши дни

В настоящее время двери Никольского Морского собора открыты с 9.30 до 18.00 часов каждый день, кроме понедельника и вторника. Ежедневно в 10.00 и 18.00 часов совершаются богослужения, а также отправляются церковные требы. Экскурсии в самом соборе запрещены, но можно заказать обширную экскурсию по Якорной площади, которая включает в себя и рассказ об истории главного храма российского флота. 
 
Архитектура и интерьеры собора

Выстроенный в неорусском стиле Никольский собор, купол которого взметнулся ввысь более чем на 70-метровую высоту, стал доминантой Кронштадта, его главной архитектурной композиционной осью и ориентиром для судов, курсирующих в фарватере Невы. Именно эта цель – ориентир для кораблей – оказалась решающей при выборе места строительства соборного храма. 

При проектировании здания В. А. Косяков взял за образец план Софийского собора в Константинополе, несколько изменив пропорции Никольского собора в сторону уменьшения. Общая планировка Никольского и Софийского соборов идентична и являет собой яркий пример византийской базилики – трёхнефного четырёхугольника, увенчанного огромным, опирающимся на боковые апсиды куполом. Здание храма с примкнувшими к нему двумя звонницами, облицованное гранитными плитами в области цоколя и колонн порталов, украшенное терракотовыми панно, мозаичными иконами и декорированное кирпичом спокойного серо-жёлтого цвета, выглядело очень внушительно и торжественно. А его огромный купол, к которому с западной и восточной сторон примкнули два полукупола меньшего размера, декорированный медными листами с морским орнаментом (орнаментами на морскую тематику были декорированы и купола звонниц), у основания прорезанный арочными окнами и увенчанный золочёным фигурным крестом, был виден далеко окрест. 

Порталы входов архитектор украсил мозаичными панно. Так, над центральным (западным) порталом он поместил изображения Спасителя, два сюжета из жизни Николая Чудотворца и орнаменты. Боковые порталы главного входа В. А. Косяков украсил иконами святых, которым посвящены приделы храма – св. апостолов Петра и Павла (слева) и прп. Иоанна Рыльского и святителя Николая Чудотворца, южный портал – изображением святителя Митрофана, епископа Воронежского (в своё время оказывавшего ощутимую поддержку Петру I в строительстве корабельной верфи в Воронеже), северный – образом Пресвятой Богородицы. Восточный фасад был оформлен двумя украшенными бронзовыми орнаментами дверьми для духовенства. 

Интерьер храма ничем не уступает его внешнему виду. Огромное внутреннее пространство собора визуально увеличено за счёт отсутствия всяких перегородок и поражает льющимися из окон барабана потоками солнечного света. Торжественность интерьера подчёркнута устланным мраморными плитами и декорированным мозаичными изображениями обитателей морей и океанов полом, украшенными витражами огромными круглыми окнами, поднятой на 4 метра от пола алтарной частью с беломраморным с мозаичными вставками иконостасом, колоннами из искусственного мрамора, поддерживающими хоры, росписью парусов и сводов, покрытыми лепными орнаментами карнизами. 

Но главное – мемориальное значение собора как храма-памятника погибшим морякам – архитектор воплотил в располагавшихся по периметру стен мраморных досках, на которых золотом были высечены имена погибших матросов, офицеров и служивших на судах священников с 1695 по 1913 год. К сожалению, в советское время все 130 памятных досок из чёрного мрамора и 20 памятных досок из белого мрамора были демонтированы и пущены на разные хозяйственные нужды. После кропотливого изучения документов, фотографий, черновых записей начала XX века были установлены имена около тысячи моряков и написаны золотом на 80 больших чёрных мраморных досках. Эти памятные доски, как и прежние, помещены в первом ярусе стен собора.