Показать регионы

Музей-усадьба Н. К. Рериха (Извара)

Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре – единственный в своём роде музейный комплекс, неразрывно связанный с именем выдающегося русского художника, путешественника, археолога, общественного деятеля и писателя Николая Константиновича Рериха, где прошли его детские и юношеские годы. Время, проведённое в Изваре, наложило на творчество Н. К. Рериха неизгладимый отпечаток.
Ранняя история усадьбы

В X–XI столетиях местность, где сейчас располагается усадьба Извара, облюбовали славянские и угро-финские племена, активно осваивавшие пустующие территории плодородной Ижорской возвышенности. Спустя время возникшее на месте нынешней Извары поселение было присоединено к землям Великого Новгорода. Первые письменные упоминания об Изваре как о деревне Взвар, приписанной к Покровскому Озеретцкому погосту Копорского уезда, датируются 1500 годом и содержатся в «Переписной окладной книге Водской пятины», составленной вскоре после присоединения Новгородской республики к Великому княжеству Московскому. 

В 1617 году деревня Взвар, согласно Столбовскому мирному договору, была передана Швеции и получила новое название – мыза Изварская (Исфархоф). Почти целое столетие мыза находилась под юрисдикцией этого скандинавского государства, пока император Пётр I в ходе Северной войны не возвратил исконно русскую территорию в казну. 

Начиная с 1712 года, когда владельцем Изварской мызы стал генерал-майор, граф Михаил Борисович Шереметев, и до конца XIX столетия, когда усадьбу купил нотариус Санкт-Петербургского окружного суда Константин Фёдорович Рерих, у неё много раз менялись владельцы, а среди известных числятся представители княжеских и дворянских фамилий Трубецких, Салтыковых, Воронцовых, Хитрово, Веймарнов. 

Новые строения на мызе – господский дом с садом, огородом и хозяйственными постройками (конюшнями, скотным двором, амбарами и мельницей на берегу озера) – появились на мызе в конце XVIII столетия, в период владения ею Анной Ивановной Логиновой, и последующие хозяева усадьбы пользовались этими зданиями, не возводя новых и не разрушая существующих. 

«Родное гнездо» семьи Рерих

В 1872 году усадьбу Извара выкупил К. Ф. Рерих, а спустя два года у четы родился сын Николай – будущий художник, археолог, путешественник и писатель. Летние месяцы семья проводила в Изваре, поэтому маленький Коля часто исследовал окрестности, как губка, впитывая в себя всё увиденное и услышанное. Извара стала для мальчика особенным, родным местом, откуда он потом на протяжении всей жизни черпал вдохновение для творчества. Время, проведённое в усадьбе, определило его мировоззрение, а найденные в местной библиотеке маленькие книжицы, повествовавшие о Ледовом побоище, о Куликовской битве, о княгине Ольге, о князьях Борисе и Глебе, о великих полководцах А. В. Суворове и М. И. Кутузове подтолкнули будущего художника на размышления о культуре и истории Руси, её значении для человечества. 

Необъятные просторы Ижорской земли, на которой в древности происходили приносящие радость побед и горечь поражения битвы, дразнили воображение Н. К. Рериха, поэтому он вплотную занялся изучением истории своей малой родины. Кстати, один из вариантов названия усадьбы – Извара – по финно-угорски означает «большие холмы» или курганы, которых действительно было много в окрестностях усадьбы. Наряду с многочисленными преданиями о происходивших на этой территории событиях таинственные молчаливые курганы пробудили у Николая интерес к археологии, и ещё гимназистом он участвовал в раскопках, проводимых вбили Извары экспедицией под руководством доктора и археолога Льва Константиновича Ивановского. 

Археология навсегда осталась для Н. К. Рериха одним из любимых увлечений, но связал свою жизнь он с живописью. Талант Николая Константиновича как художника проявился ещё в детстве, поэтому родными для него в старом птичнике была устроена мастерская, в которой и родились его первые бессмертные полотна – «Сходятся старцы», «Поход», «Город строят» и другие, а живописные окрестности Извары со старинными курганами и вдумчивое изучение и размышления об истории Руси стали основой для написания исторических сюжетов – «Вече», «Заморские гости», «Плач Ярославны». Дипломную работу «Гонец» («Восстал род на род») даже приобрёл для своей коллекции Павел Михайлович Третьяков и в настоящее время эта картина украшает один из залов Третьяковской галереи в Москве.

Дальнейшая судьба усадьбы. Создание музея Н. К. Рериха

26 лет жизни Н. К. Рериха были связаны с Изварой, пока в 1900 году не умер его отец и с усадьбой не пришлось расстаться. Мать художника Мария Васильевна, духовным отцом которой был святой праведный Иоанн Кронштадтский, в своё время напутствовавший Николая Рериха на труд во благо Родины, продала усадьбу почётному гражданину Санкт-Петербурга, начальнику Красносельской железнодорожной станции, составившему путеводитель «По Балтийской железной дороге» Александру Петровичу Верландеру. 

В 1912 году имение Извару у А. П. Верландера выкупило Министерство юстиции и разместило там Земледельческую детскую колонию, дополнив к 1916 году усадебный комплекс новыми строениями. После революции Земледельческая колония была реорганизована в детскую исправительно-трудовую колонию, просуществовавшую в Изваре до 1950-х годов. 

Волею судеб уехавший из России после революции Н. К. Рерих больше никогда не возвращался в дом своего детства – Извару, но любовь к ней пронёс через всю жизнь, привив это чувство и своим сыновьям. 

Неутомимый путешественник, археолог, писатель, художник Николай Рерих прожил долгую плодотворную жизнь, оставив после себя бессмертное наследие – около 7000 картин, множество философско-художественных очерков, первый международный акт по охране культурных ценностей (Пакт Рериха), институт «Урусвати» в долине Куллу (Индия). Его имя, широко известное во всём цивилизованном мире, было не очень знакомо гражданам Советского Союза. Лишь благодаря старшему сыну Н. К. Рериха – Юрию, в 1957 году вернувшемуся в СССР и привезшему на историческую Родину картины и опубликованные за рубежом литературные труды отца, о творчестве Н. К. Рериха заговорили более предметно. И в 1974 году, когда зарубежная общественность пышно отмечала 100-летие со дня рождения художника, в Изваре, где прошло детство и юность Н. К. Рериха, было решено создать мемориальный музей. 

В том же 1974 году начались ремонтно-реставрационные работы в усадьбе, коснувшиеся не только восстановления зданий, но и расчистки парка с системой незамерзающих зимой родниковых озёр. К 1978 году Изваре был возвращён дореволюционный облик, но ещё целых шесть лет шли переговоры представителей культурной общественности с чиновниками об официальном открытии музея художника и праве увековечивания его имени. И вот в июне 1984 года в двух комнатах главного усадебного дома состоялось торжественное открытие первой экспозиции музея «Николай Рерих в Изваре», основу которой составили картины и произведения художника, подаренные музею его сыном Юрием Рерихом. 

В настоящее время в музейный комплекс включено 9 зданий XVIII – начала XX столетий, в бывшем господском доме воссоздано убранство гостиной с предметами мебели и личными вещами Рерихов, комнаты художника с его картинами. Помимо экспозиций, посвящённых жизни и творчеству Н. К. Рериха в Изваре, в музее экспонируются иконы из собрания Государственного музея истории религии, археологические находки, а в отдельном зале представлены материалы об истории детской Земледельческой колонии, располагавшейся в усадьбе с 1916 по 1950-е года. 

В музейном комплексе, имеющем официальный статус памятника природы и располагающемся на территории 59,6 гектаров, проходят посвящённые русско-индийским связям фестивали, выставки картин художников, фотовыставки, тематические поэтические и музыкальные вечера, ежегодный областной праздник «Зажигайте сердца», семинары и научно-практические конференции, проводятся обзорные экскурсии по музею и парку, работают кинозал, лекторий и керамическая мастерская. С 2002 года на территории музея-усадьбы действует научная экспедиция, занимающаяся изучением природы Извары, проводятся археологические раскопки. В структуре музея также имеются научная библиотека и архив, а среднегодовое количество посетителей составляет порядка 10 тысяч человек.
  
Информация для посетителей

До Извары из Санкт-Петербурга можно добраться маршрутным такси № 655, отправляющимся каждый час от станции метро «Автово» или маршрутным такси от станции метро «Балтийская» до города Волосово, затем на маршрутках №№ 34, 34-а до Извары.

Если ехать на личном автомобиле, то нужно выехать на Таллинское шоссе до Волосово (85 километров) и оттуда до Извары (12 километров). 

Двери музея-усадьбы Н. К. Рериха открыты для посетителей в течение всего года каждый день, кроме понедельника и вторника, с 10.30 до 17.30 часов. Последняя среда месяца – санитарный день. 

Вход в музей, экскурсии, фотографирование и видеосъёмка платные, поэтому цены нужно уточнять в кассе. Экскурсионные группы формируются на месте и проводятся в два этапа – в 13.00 и в 15.00 часов. Также можно заказать групповую экскурсию по телефону. 

Для лиц льготных категорий (Героев Советского Союза и Героев России, музейных работников, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, многодетных семей, детей до 18-ти лет, военнослужащих срочной службы, полных кавалеров Орденов Славы) каждую первую среду месяца вход в музей бесплатный. 

В деревне Извара с 12.00 до 18.00 часов без выходных работает кафе «Милана», в котором можно заказать как комплексный обед, так и что-нибудь попроще. Ближайшая к усадьбе гостиница «Наири» находится в городе Волосово, так что желающие отдохнуть могут в ней остановиться, предварительно забронировав номер по телефону (см. на официальном сайте музея-усадьбы).