Показать регионы

Новоторжский Борисоглебский монастырь

Древняя православная обитель, основанная в начале XI века преподобным Ефремом Новоторжским. Действующий мужской монастырь Тверской епархии, одна из трех крупнейших старинных иноческих обителей со времен распространения христианства на Руси.
История основания монастыря

Крещение Древней Руси князем Владимиром в 988 году стало тем переломным моментом, который повлиял на дальнейший ход всей истории государства Российского. Десятки подвижников православной веры своими помыслами и деяниями несли христианское учение по городам и весям, основывая монастыри, возводя храмы и соборы, проповедуя Христа. Яркими жемчужинами веры в короне русского православия становились иноческие обители, выраставшие порой в малонаселенных языческих уголках древнерусских княжеств.

Распространялось православие на Руси. Благодаря подвижникам веры уходили в прошлое языческие обряды, а вместо ритуальных капищ возникали церкви и монастыри. X век подарил миру будущего основателя Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря – преподобного Ефрема. Сам основатель был родом из Венгрии, где уже в конце X века православие было широко распространено. Задокументированных данных о дате его рождения история не сохранила, а из церковных источников известно, что уже будучи достаточно взрослым, Ефрем вместе с братьями – Моисеем и Георгием покинул родину и поступил на службу к сыну киевского князя Владимира – ростовскому князю Борису. Князь произвел братьев в дворянство и определил в свою дружину конюшими. Благочестивый князь Борис завоевал сердца братьев богоугодными деяниями, поэтому служба под его началом приносила им радость и доставляла их душам умиротворение.

В 1015 году неожиданно умер великий киевский князь Владимир Красное Солнышко, а его племянник Святополк, захватив власть, решил избавиться от претендентов на великокняжеский престол и приказал убить своих двоюродных братьев – Бориса и Глеба, сыновей Владимира Святославича. Князь Борис возвращался из военного похода против печенегов, бесчинствующих на юго-восточных рубежах Руси, когда весть о коварном замысле Святополка дошла до него. Не поверив слухам о злом умысле брата и не предприняв никаких мер защиты, он был настигнут убийцами в своем походном шатре. Брат Ефрема – Георгий своей грудью закрыл князя от нападавших, но был пронзен копьем. Князь Борис был убит 24 июля 1015 года, а чуть позже такую же мученическую смерть принял и князь Глеб. По роковой случайности в тот поход из трех братьев отправились только двое – Георгий и Моисей. Моисею удалось скрыться с места трагедии и после многих лет скитаний по Литве он, искалеченный и больной вернулся на Русь, став иноком Киево-Печерской лавры.

Гибель князя Бориса и брата Георгия потрясла Ефрема. Он поспешил на место трагедии, но тела брата так и не нашел. Убийцы князя, пытаясь завладеть золотой гривной, висящей как знак отличия и расположения князя на шее Георгия, обезглавили его. Ефрем обнаружил голову брата среди множества тел и забрав ее, тайно хранил у себя более 30 лет до самой смерти.

Видя, что земные блага и жизнь быстротечны, а кончина человеческая непредсказуема, преподобный Ефрем решил посвятить свою жизнь служению Господу. Он удалился от мирской жизни, и с благословения митрополита Киевского взял на себя подвиг странноприимничества, отправившись в малонаселенные северные земли Руси, чтобы нести слово Божие малопросвещенным жителям тех мест и дарить утешение всем страждущим, служа им беззаветно и безропотно. Он отправился в верховья Волги и Тверца, и в месте, где сходились торговые пути новгородцев и псковичей, называемом Новым Торгом, или Торжком, основал странноприимный дом. Каждый торговец и странник, заходя в тот дом, находил в нем доброе слово и утешение.

Через несколько лет, в 1038 году чуть дальше странноприимного дома на холме возле реки Торжок преподобный Ефрем возвел каменный храм во имя страстотерпцев князей Бориса и Глеба, давший название и самой иноческой обители, возникшей чуть позже. Через 38 лет после убийства князей Бориса и Глеба, и основания монастыря, 28 января (10 февраля) 1053 года преподобный Ефрем отошел к Богу, завещав положить к себе в гроб голову брата Георгия, бережно хранимую им много лет.

Более пяти веков мощи святого Ефрема покоились в земле. В 1572 году они были обретены, и с тех пор каждый год 24 июня в монастыре этот день отмечается, как праздник, а 28 января – день памяти преподобного. Спустя век были обретены мощи преподобного Аркадия Новоторжского (Вяземского) – самого любимого ученика Ефрема, прошедшего с ним долгий путь странноприимничества, иночества и ревностного служения Господу. Память преподобного Аркадия совершается 26 декабря, а обретение и перенесение его мощей празднуется 27 августа.

В XI–XII веках православная обитель, как и многие храмы земли Русской, во время междоусобных войн несколько раз подвергалась полному разорению. В 1237 году монастырь сильно пострадал от татаро-монгол. Поляки и литовцы дважды захватывали Борисоглебскую обитель. В 1258 году во времена правления Александра Невского литовцы полностью разорили ее, разогнав монашескую братию. В период правления Василия Шуйского, в 1607 году деревянные здания Торжка и монастырская Введенская церковь были сожжены поляками. В пламени пожара заживо сгорели настоятель обители архимандрит Константин и несколько иноков. На рубеже XIV–XV веков из-за многочисленных опустошений Борисоглебский монастырь был настолько разорен, что в нем не осталось ни одного монаха, владеющего грамотой, а внутреннее убранство обители было очень скудным.

В 1577 году храм украсился двумя приделами, а в 1620 году была заново отстроена Введенская церковь, сгоревшая в 1607 году. Сейчас каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы – самое старое здание обители. В 1742 году очередной большой пожар почти полностью уничтожил монастырские строения.

В начале XVIII века наступил новый этап в истории обители – строились новые храмы, настоятельские и братские корпуса. В 1717 году была возведена церковь Входа Господня в Иерусалим. Большой вклад в украшение обители новыми храмами и часовнями внес архитектор Н. А. Львов, уроженец тех мест. По его проекту в 1757–1796 годах был возведен Борисоглебский собор, в 1804 году – надвратная церковь-колокольня Спаса Нерукотворного Образа, в 1809 году – Свечная башня.

Монастырь в годы советской власти

До прогремевшей на весь мир рабоче-крестьянской революции 1917 года жизнь в Борисоглебской обители ничем не отличалась от жизни в других русских монастырях – проводились церковные богослужения и отправлялись другие церковные требы. В 1919 году уполномоченными наркомата юстиции была вскрыта гробница преподобного Ефрема, в 1923 году мощи святого переданы для хранения в церковь Архангела Михаила в Торжке, а всего через три года, в 1926 году они бесследно исчезли. Агония Борисоглебской обители длилась несколько лет. В 1927–1929 годах братский корпус и церковь Входа Господня в Иерусалим новая власть отдала под валяльные мастерские, общежитие льносовхоза и склады. В 1931 году иноков репрессировали, а монастырь окончательно закрыли и до 1934 года в его стенах располагалось училище сельского хозяйства. После в нем размещалась воинская часть, авиационные склады, а с 1944 года – тюрьма строгого режима. В 1985–1988 годах монастырские здания отдали под медицинское учреждение – там находился лечебно-трудовой профилакторий для людей, страдающих алкогольной зависимостью.

В 1989 году профилакторий перевели в другое здание, а на территории обители разместился Всероссийский музей истории и этнографии. Это стало хорошим поводом к исследовательским и реставрационным работам, в результате которых были восстановлены главы двух церквей – Входоиерусалимской и Введенской, а также отремонтирована монастырская ограда и отреставрирована Свечная башня.

Возрождение жизни в обители

В 1993 году Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь возвратили РПЦ, оставив в его стенах также музей истории и этнографии. Епископ Тверской и Кашинский Виктор ходатайствовал перед Священным Синодом о назначении наместника обители, которым 2 октября 1993 года и стал клирик Тверской епархии игумен Вассиан (Кураев).

В 1995 году двери обители открылись для пяти монахов, ставших первыми насельниками после многолетнего перерыва в жизни монастыря. К 2003 году монахов было уже тринадцать. В декабре 1997 года, после передачи монастырю Введенской церкви стараниями духовенства и руководства музея истории и этнографии в ней начались восстановительные работы, а уже 24 июня 1998 года в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского в храме прошло первое богослужение. В настоящее время это единственный действующий монастырский храм, другие здания обители постепенно реставрируются. С мая 2010 года наместником монастыря является иеромонах Арсений (Леонов).

Загораются яркими жемчужинами возрождающиеся из руин православные обители, неся в мир свет добра, нравственности, человеколюбия и смирения. Одной из них по праву считается Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь – старинная православная обитель, древнейший монастырь на территории Тверской области.