Показать регионы

Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького

Оренбургский драматический театр имени Максима Горького – один из старейших на Урале храмов Мельпомены, основанный во II половине XIX столетия в городе Оренбурге и в наши дни являющийся одним из самых популярных и востребованных театров, средоточием культурной жизни Оренбургского края. Театр имеет статус объекта культурного наследия РФ.
Театральное искусство в России середины XIX столетия широкой публике представляли находящиеся под неусыпным контролем чиновников Дирекции императорских театров столичные храмы Мельпомены – Большой и Малый театры в Москве и Мариинский, Михайловский и Александринский театры в Санкт-Петербурге, репертуар которых тщательно рецензировался и только после этого допускался для постановок.

Основанием драматических театров в провинции в то время мало кто озадачивался. Отсутствие профессиональных актёров, антрепренёров, их финансирования на губернском уровне, а также монополия государства априори делали невозможным жизнедеятельность такого рода культурных учреждений. Максимум, на что могли рассчитывать театралы-ценители, так это на приезд в их города небольших театральных трупп, возглавляемых профессиональными и не очень антрепренёрами. 

Такой антрепренёр – Борис Климович Соловьёв – тесно сотрудничавший с петербургскими театрами и вывозивший свою труппу на гастроли в Вологду, Владимир, Рыбинск, Архангельск, Самару, летом 1855 года и обратился к тогдашнему Оренбургскому генерал-губернатору, графу Василию Алексеевичу Перовскому с прошением об открытии в Оренбурге театрального сезона. Сановник прошение удовлетворил и уже в следующем, 1856 году, труппа Б. К. Соловьёва, состоящая всего из семи актёров и пяти актрис, открыла для оренбуржцев увлекательный мир театрального действа, продолженный в последующие годы другими антрепренёрами. 

Первые спектакли артисты играли в зале Благородного собрания, но интерес горожан к театральному искусству оказался настолько велик, а отсутствие отдельного помещения так явно сказывалось, что уже в следующем году для антреприз городские власти выделили давно пустовавшее здание каменного манежа, выстроенное в 1830-х годах для занятий с рекрутами и находившееся в ведении Военного министерства.

Популярность приезжих театральных групп со временем настолько возросла, что назрела острая необходимость в строительстве стационарного здания театра. И в 1868 году большой ценитель драматического искусства, генерал-губернатор Оренбурга Николай Андреевич Крыжановский распорядился о реконструкции здания манежа. Капитальное переоборудование, на которое из губернской казны было выделено 12,5 тысяч рублей, вскоре было завершено и в январе 1869 года состоялось торжественное открытие обновлённого театра. И хотя внешне здание осталось прежним, внутренние помещения были полностью реконструированы – углублена сцена и увеличен зрительный зал, сооружены ложи и галереи, улучшена акустика и освещение, утеплены фойе и коридоры, созданы «карманы» для декораций, оборудованы гримёрные для актёров, а само здание бывшего манежа по ходатайству генерал-губернатора Н. А. Крыжановского было передано из Военного министерства в собственность города.

Практика приезда в Оренбург театральных трупп сохранялась вплоть до начала минувшего столетия, и в Оренбургском театре в разное время играли известные актёры и актрисы XIX – начала XX века – Пелагея Стрепетова, Модест Писарев, Василий Андреев-Бурлак, Вера Комиссаржевская и другие, а репертуар состоял из водевилей и комедий.

Одним из первых среди провинциальных театров в Оренбурге в 1898 году был поставлен спектакль «Чайка» по произведению А. П. Чехова, а с 1902 года в репертуаре театра особое место заняли спектакли по произведениям Максима Горького, чьё имя было присвоено театру уже в 1932 году. 

Менялись времена, менялся и репертуар театра, шедшего в ногу со временем. В первые годы после установления советской власти театр часто обращался к произведениям молодых советских драматургов, включая в свой репертуар постановки, отражавшие идейные устремления авторов. C 1930-х годов в репертуар театра были включены классические постановки («Гамлет», «Борис Годунов», «Ромео и Джульетта», «Горе от ума», «Ревизор»), а также спектакли, посвящённые жизни и деятельности вождя революции В. И. Ленина

Огромный вклад в развитие Оренбургского драматического театра внесли возглавлявшие его в разные годы режиссёры – народный артист СССР Михаил Куликовский, заслуженные деятели искусств РСФСР Юрий Иоффе, Нальбий Тхакумашев, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Подольский, заслуженный деятель искусств Казахской ССР Николай Волжанин, народные артисты России Александр Зыков, Анатолий Солодилин. 

Репертуар театра постоянно обновлялся, а в 1955 году была открыта новая страница в его истории – гастрольная деятельность. Труппа Оренбургского театра громко заявила о себе в Москве (1955, 1962 гг.) и Санкт-Петербурге (1966 год). Критики и столичная пресса отмечали тогда яркую игру актёров, самобытный репертуар и прекрасную сценографию южноуральского театра. 

Профессионализм режиссёра и актёрской труппы настолько поразил руководство Школы-студии МХАТ, что с 1962 по 1970 год при Оренбургском театре работал филиал этого высшего учебного заведения, а в числе его выпускников имена известных актёров и актрис – заслуженных артистов России Изольды Лидарской, Александра Папыкина, Павла Чиркова, Натальи Пановой. 

С 1997 года Оренбургским драматическим театром руководит народный артист России Рифкат Исрафилов, при котором не только сложился репертуар, состоящий из русской и зарубежной классики, современной разножанровой драматургии и постановок для юных зрителей, но и в 2006 году была проведена ещё одна реконструкция здания (предыдущая пришлась на конец послевоенных 1940-х годов). 

В настоящее время труппа театра гастролирует не только по городам России. Она – частый гость в театрах Белоруссии, Казахстана, Башкирии, а также активный участник Всероссийских и Международных театральных фестивалей.