Показать регионы

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов – один из лучших памятников русской архитектуры XVII в., в облике и интерьере которого отразились сложные взаимоотношения светской и духовной властей страны.
История Патриаршего дворца и церкви Двенадцати апостолов

Успешное формирование русского единого государства с центром в Москве стало причиной переезда в этот город в 1325 г. митрополичьего двора из постепенно приходящего в упадок Владимира. Своим актом митрополит Пётр признал главенствующую роль московских князей в собирании русских земель.

Первый дворец митрополита находился у Боровицких ворот Кремля. Позднее для него было выбрано место ближе к Успенскому собору. Первоначально деревянный при митрополите Ионе в 1450 г. он был перестроен в камне вместе с домовой церковью Ризположения. Во время пожара 1473 г. комплекс значительно пострадал, но вскоре был восстановлен в прежнем виде. В 1589 г. на Руси вводится патриаршество и спустя 6 лет при патриархе Иове комплекс был значительно обновлён с сохранением общей традиционной планировки.

События Смутного времени катастрофически отразились на состоянии патриаршего дворца. Во время бурных событий 1612 г. он обгорел и понёс значительные утраты. Пожар 1626 г. ещё больше усугубил положение. На восстановление старого здания потребовалось несколько лет, но он уже не удовлетворял ни требованиям времени, ни уровню притязаний первосвященника Русской православной церкви. В середине XVII в. патриарх Никон получил разрешение на перестройку палат. Участок для строительства был существенно расширен за счёт подаренных царём части земель усадьбы Годуновых. Строительные работы по возведению новых Патриарших палат и Церкви Двенадцати апостолов продолжались в 1653–1655 гг. Руководство работами находилось в руках зодчих Антипа Константинова, Давида Охлебинина, а затем мастера из Ярославля Тараса Тимофеева. Ряд исследователей называют имена и других зодчих, занятых на строительстве: А. Макеева, Б. Огурцова и других.

В конце XVII в. наверху Патриаршего дворца возвели небольшое помещение – Петровскую палатку. По легенде там скрывался будущий император Пётр I во время стрелецкого бунта 1682 г. С 1721 г. после упразднения патриаршества в комплексе разместилась Синодальная контора, ведавшая церковными делами. В ноябре 1917 г. Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов пострадали больше других строений Кремля. В результате артиллерийского обстрела были пробиты стены здания и разрушены внутренние помещения. По этой причине первоначальный интерьер комплекса не сохранился.

После закрытия Кремлёвских соборов в 1918 г. в Патриаршем дворце и церкви Двенадцати апостолов разместилась экспозиция Музея прикладного искусства и быта XVII в. В советский период Патриаршие палаты и домовый храм патриархов неоднократно становились предметом тщательного исследования и реставрации. В 1920 г. была восстановлена вторая арка проезда во двор комплекса. Уже в 1922 г. первоначальный вид был возвращён северной галерее, связывающей церковь и патриаршие палаты. В 1955–1957 гг. и 1963–1966 гг. удалось восстановить значительную часть древних росписей и первоначальных архитектурных форм.

Патриаршие палаты

Рассказы экскурсоводов музея, подкреплённые большим количеством подлинных и уникальных экспонатов, глубоко раскрывают различные аспекты жизни российского общества, истории страны и церкви в XVII в. Развитие декоративно-прикладного искусства, история архитектуры и различных школ иконописи иллюстрируется уникальными экспонатами музея. Сложные взаимоотношения церкви и государства, глубокие внутрицерковные противоречия и повседневная жизнь состоятельных горожан – всё это выразительно показано в экспозиционных залах.

В отдельную тему выделяется рассказ о повседневной жизни Московских патриархов. День первосвященника, как и многих его современников, начинался ранним утром. В шесть часов, после первой службы патриарх приступал к текущим делам. В Крестовой палате его ожидали многочисленные челобитчики. Прошения о назначениях и благословениях, жалобы и споры рассматривалась до десятичасовой литургии. В праздники она проходила в Успенском соборе, а в будни – в домовой церкви или в том храме, откуда патриарх получал приглашение. В полдень приходило время обеда. В скоромные дни на стол патриарха подавалось до 30 блюд, в дни постов – только 10. В течение всего обеда специальный служитель за аналоем читал жития святого текущего дня. Временами его подменяли певчие. Обед заканчивался благодарственной молитвой и ритуалом сбора крошек со стола. Если патриарха не занимали гости, до пяти часов наступало время послеполуденного отдыха. После вечерней службы, патриарх возвращался к домашним, «келейным» делам. Заканчивался день первосвященника около полуночи.

Первый этаж здания некогда занимали хозяйственные службы дворца. Здесь же размещались различные управленческие подразделения Московской патриархии. Сегодня самое большое помещение на этом этаже используется для проведения временных выставок. На второй этаж посетители дворца поднимаются по узкой крутой лестнице, ведущей к Крестовой палате.

Первым залом музея считаются парадные сени Патриаршего дворца. Здесь патриарх встречал своих гостей и отсюда выходил на Соборную площадь к народу. В дни праздников в этом помещении собирались все служившие у первосвященника дьяки и дворяне. В наши дни в сенях развёрнута историко-мемориальная экспозиция музея. Среди экспонатов в витринах представлены предметы богослужения и личные вещи, принадлежавшие патриархам Иосифу, Филарету и Никону.

Крестовая палата

Давний спор о главенстве духовной и светской власти, принявший в середине XVII в. ожесточённый характер, неожиданно вылился в архитектурное соперничество двух дворцов. Крестовая палата Патриаршего дворца стала своеобразной альтернативной знаменитой Грановитой палате. Главный зал дворца патриарха превзошёл её по архитектурному решению перекрытия. Это помещение площадью 280 кв. м. не имеет центральных опорных столбов. Свод Крестовой палаты поддерживается только стенами, что стало большим шагом вперёд в развитие русской архитектуры. Палата производила неизгладимое впечатление на гостей патриарха. После её посещения Павел Алеппский сделал такую запись в своём дневнике: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной, особенно удивителен обширный свод без подпор посередине». Пол палаты покрывали цветные изразцы, а окна застеклялись пластинками тонкой слюды. Оконные решётки украшали яркие цветы, изготовленные из атласной ткани.

Крестовая палата существовала и в старом Патриаршем дворце. Так традиционно называли помещение с небольшим иконостасом, перед которым устанавливали деревянный крест. Из-за этой традиции она и получила своё название.

Палата служила для проведения торжественных приёмов, праздничных обедов, здесь проходили церковные Соборы. В этот зал приходили в день своих именин русские государи с праздничным пирогом и получали благословение от предстоятеля церкви. В ней же на закате своей карьеры патриарх Никон предстал перед судом Вселенских патриархов.

Приготовление мира

После обрушения в 1760 г. Успенской церкви, Крестовая палата с 1763 г. стала главным местом варки миро для всех храмов страны. Причина такой «централизации» была самая прозаическая. В провинции было очень сложно достать редкие ингредиенты непростого состава мира. В него входит около 50-ти ароматических трав, жидкостей и масел. Основу состава мира составляет высококачественное оливковое масло, куда добавляется белое виноградное вино, три вида ладана, мастика, базилик, кардамон, масло гвоздики, коры, розмарина, муската, лепестки розы, корень кардамона и многое другое.

Процесс приготовления мира проходил в строгом соответствии с отработанным веками ритуалом. Чин мироварения непременно проходил в Великий Понедельник на Страстной седьмице. Прежде всего, проходил обряд освящения воды и окроплялись все подготовленные ингредиенты. Каменный очаг был устроен прямо посреди палаты. На него устанавливались два котла: один для варки, второй для слива приготовленного продукта. Сначала в кадь заливалась святая вода, а затем постепенно оливковое масло и белое вино. Огонь в очаге патриарх собственноручно разводил. Сам процесс варки продолжался три дня и сопровождался непрерывным чтением Евангелия.

В Великий вторник в кадь добавлялось вино и ароматические ингредиенты, а на следующий день ещё раз вино и елей. Елей должен был непременно сварен в четвёртую седьмицу Великого поста. Освещение полученного мира проходило в Успенском соборе в Великий Четверг, куда он доставлялся в особом сосуде – алавастре. По преданию, первоначально он принадлежал апостолам. После разлива состава, патриарх ещё трижды благословлял каждый сосуд, зачитывал молитву и добавлял немного старого мира. Освещённое миро поступало в патриаршую ризницу, откуда рассылалось по приходам и монастырям.

Современная музейная экспозиция Крестовой палаты включает произведения декоративно-прикладного искусства и личные вещи первых людей государства. Это богатые оклады икон и разнообразная богослужебная утварь, царская посуда. В коллекции личных вещей серебряный ковш Михаила Фёдоровича и сковорода царевны Софьи. В обширном собрании часов XVI–XVII вв. есть экземпляры, принадлежавшие Ивану Грозному и Алексею Тишайшему, патриарху Филарету. Довольно много предметов церковного облачения, которыми пользовался патриарх Никон. Это белый клобук, сшитый по греческим образцам, саксос, посох, украшенный цветной эмалью и камнями. Рукоятка посоха в форме змеи символизирует мудрость Церкви.

Библиотека патриарха

Основу собрания библиотеки патриаршего дворца составили древнеславянские и византийские книги и рукописи. Особо ценный документальный фонд образуют личные письма предстоятеля церкви и русских правителей.

Продолжая традицию, заложенную в XV в. царевной Софьей, русские государи регулярно пополняли библиотеку ценными рукописями и книгами. К началу XVI в., по словам посетившего Москву ученого монаха Максима Грека, это было одно из крупнейших книжных собраний в Европе.

Большой вклад в развитие библиотеки лично внёс патриарх Никон. По его настоянию было единовременно приобретено около 500 рукописей из греческих монастырей. За счёт собственных «келейных» средств патриарх приобретал для своей библиотеки книги и рукописи у провинциальных монастырей России. Вплоть до 1917 г. книжный и рукописный фонд библиотеки был открыт для всеобщего пользования. После революции патриаршая библиотека была национализирована.

Придельная церковь святого апостола Филиппа

На третьем этаже дворца располагались жилые комнаты патриарха. В малой крестовой палате хранились священные реликвии, принадлежавшие главе русский церкви, в том числе, перст Василия Великого. Отсюда можно было пройти в небольшой храм святого апостола Филиппа. Он располагался над трапезной домовой церкви. На престоле храма когда-то стоял алавастр, старинный сосуд для мира, привезённый из Византии. В специальном шкафчике в алтаре хранились священные мощи. В особых случаях от них отделялись маленькие кусочки и зашивались в платы для литургии, которые рассылали в новые храмы. В настоящее время эти помещения закрыты для посещений туристами.

Церковь Двенадцати апостолов

Церковь Двенадцати апостолов самое позднее культовое здание на Соборной площади. Она построена в середине XVII в. при патриархе Никоне как домовый храм главы Русской православной церкви. Первые годы истории церкви загадочны и туманны. Исследователи расходятся во мнении по поводу освящения храма. Некоторые источники указывают, что патриарх Никон намеревался посвятить церковь Святой Троице. Ряд историков считают, что до 1680 г. храм простоял безымянным и был освящён только патриархом Иакимом. Другие исследователи придерживаются версии, что первые годы своего существования храм был посвящен апостолу Филиппу.

В 1652 г. из Соловецкого монастыря были торжественно возвращены в Москву мощи святителя Филиппа, митрополита Московского, погибшего в Тверском-Отрочь монастыре, куда был сослан во времена Ивана Грозного. Мощи мученика предали земле в Успенском соборе, где он был схвачен опричниками Грозного. Процессию возглавлял сам патриарх Никон, а царь Алексей Михайлович вместе с боярами встречал её у Троицкого тракта. На месте покаянной встречи был поставлен покаянный крест от светской власти. Царь публично покаялся у раки мученика и просил прощения за предка. Всё это было использовано патриархом Никоном в его далеко идущих политических планах. Таким образом, подтверждался его постулат о греховности и несовершенстве светской власти из-за совершаемых ею ошибок и превосходстве власти духовной. После этого Никон и принял решение о строительстве нового патриаршего дворца. По замыслу патриарха, постоянным напоминанием о смерти Филиппа и немым укором династии должна была стать новая большая и светлая домовая церковь при Патриарших палатах, не в пример крохотной Ризположенской. К тому же это совпадало с необходимостью обновления  дворца, сильно пострадавшего в Смутное время и при пожаре 1626 г. Успешное осуществление своих планов патриарх Никон увязал с покровительством святителя митрополита Филиппа, поэтому и приказал осветить новый храм в честь апостола Филиппа.

Возведение церкви началось осенью 1652 г. Строительные работы, которыми руководили зодчие Антип Константинов и Бажен Огурцов, завершились к концу 1655 г. Первая литургия была отслужена патриархом Никоном в февраля 1656 г.

Пятиглавый величественный храм стал классическим образцом новой церковной архитектуры. После своего запрета в 1648 г. возведения шатровых храмов в русском стиле патриарх Никон повелел вести впредь строительство церквей и соборов, придерживаясь византийских канонов. Это здание было призвано символизировать величие и власть самого патриарха. Ради достижения сходства с Успенским собором на храме были установлены две глухие главы. В этом в очередной раз проявилось соперничество небесного и земного начала. В отличие от других церквей и соборов, богослужение здесь могло вести только чёрное духовенство.

В 1680 г. домовая церковь по личному приказу патриарха Иоакима была переосвящена в честь Двенадцати апостолов. Во имя апостола Филиппа в это время была устроена небольшая придельная церковь на третьем этаже Патриарших палат.

Убранство церкви

Оформление интерьера почти не сохранилось до нашего времени. Её убранство восстановлено во время тщательных многочисленных реконструкций, в частности, раскрыта старинная настенная живопись в барабане центрального купола. В основном современный интерьер церкви оформлен произведениями искусства из других московских храмов. За последнюю масштабную реконструкцию начала 1980-х гг. отреставрированы все иконы храма и иконостас. Удалось также восстановить по достоверным образцам древний изразцовый пол храма.

Изначальный иконостас храма не сохранился. На его месте в 1929 г. был установлен иконостас из Вознесенкого собора. По этой причине местный чин посвящён Вознесению господню, а не Двенадцати апостолам. Это замечательный образец скульптурной резьбы, созданный мастерами Палаты резных и столярных дел. Его конструкция выполнена русскими резчиками из позолоченного дерева в стиле барокко. Выразительны и разнообразны архитектурные формы иконостаса: пилястры, витые колонки, воздушная арка над царскими вратами. Основу богатого растительного орнамента составляет виноградная лоза с большими гроздьями. Украшения рамы иконостаса дополнено резными изображениями цветов, листьев, плодов, витых картушей. Подобная резьба оказала исключительное влияние на формирование русской скульптуры. Ей присущи пространственное построение и объёмная трактовка изображаемых фигур.

Образы собора также выполнены в новой иконописной манере с соблюдением прямой перспективы в изображении пейзажей и архитектурных деталей. Основная их часть прежде принадлежала другим соборам Кремля. По ним можно проследить за процессом развития иконописи в России. В иконописи XVII в. выделяются два этапа. В течение первого периода, в 1600–1650 гг., продолжалось развитие наследия прошлого. В это время сформировались две основные школы: грозненская, следующая традиции, и строгоновская, отличающаяся особой эстетизацией живописных образов.

С 1760-х г. в иконописи всё более явственно проглядывало стремление внести элементы реалистического искусства, изографы всё больше увлекаются поиском «живоподобия» при работе над образами. Это время называют периодом зарождения светской живописи. Наиболее цельно этот процесс проявился в творчестве «жалованных изографов»: С. Ушакова, Ф. Зубова, К. Уланова, Ф. Рожнова, Б. Салтанова.

На иконе «Фёдор Стратилат» Симона Ушакова святой изображен в полный рост в молитвенной позе. Художник обращает внимание на мельчайшие детали изображения: реальная форма глаз со слезинками, придаёт ему объёмные черты. «Андрей Первозванный» Ф. Зубова поражает психологизмом образа апостола, скорбным выражением лика святого. В подобном ключе выполнены и такие иконы, как «Распятие с апостольскими страстями» Ф. Рожнова, и «Рождество Богоматери» К. Уланова.

Слева от царских врат размещена Фёдоровская икона Богоматери, покровительница династии Романовых. Этим образом в марте 1613 г. был благословлен на царствование инокиней Марфой первый царь династии – Михаил Фёдорович.

Главной иконой собора считается «Поклонение кресту» Б. Салтанова, написанная для Распятской церкви Теремного дворца. Крест на иконе списан с натуры. Он был заказан патриархом Никоном в Палестине для одного из монастырей. Рядом с крестом стоят император Константин Великий и его мать – царица Елена. Около них изображены коленопреклонённые царь Алексей Михайлович со своей женой Марией Милославской. К подножию креста припадает сам патриарх Никон. Под одной из версий, это икона связана с чудесным спасением патриарха Никона во время внезапной бури, а царской семьи – от моровой язвы в 1654 г.

Большинство современных исследователей объясняют сюжет иконы ожидавшимся в то время скорым вхождением бывших византийских земель вместе с Константинополем в состав русского государства. Не менее вероятно и выражение в ней традиционной преемственности между «вторым и третьим Римом» – Константинополем и Москвой.

На южной стене церкви размещены самые ранние иконы, выполненные по канонам строгановской школы, активно развивавшейся в Москве. Они небольшие, с дробной композицией, но часто многофигурные живописные произведения. Как правило, для этих икон характерен сложный сюжет, яркие краски, обилие золота. Такие образы, как «Во гробе плотски», «Почти бог в день седьмой», «Похвала Богоматери с Акафистом» были призваны не только выполнять свою символико-религиозную функцию, но и услаждать глаз тонкостью письма и красками. Ярославский мастер, создавший последнюю икону, стремился украсить её всеми средствами из своего живописного арсенала. На престоле в центре иконы – Мария с ребёнком в царских одеждах и короне. Её окружение составляют 16 пророков, выписанных в овальных медальонах, образованных растением с большими яркими цветами. Всю композицию обрамляет 24 клейма Акафиста. В них очень тонко выписаны архитектурные детали башенок, многоглавых церквей. Краски, использованные мастером, необыкновенно яркие, обильно применяет он и золото.

Трапезная

В музейных витринах бывшей трапезной церкви выставлены редкие образцы лицевого и орнаментального шитья. Более разнопланово представлено лицевое шитьё. Это изделия создавались в золотошвейных мастерских Годуновых, Царицыных, Старицких. Знаменщицы вышивали рисунок на шёлке нитью из золочёного серебра, а «травщики» создавали окаймляющий его орнамент. Этому занятию с удовольствием предавались боярыни и даже сами царицы. Воздухи и пелены, вышитые ими, украшали алтарные преграды. Кроме того, здесь выставлены образцы покровов престолов и жертвенников, плащаницы и надгробные покрывала русских святых.

Для орнаментального шитья использовались более простые материалы. Для него требовались лишь холст и льняные нити, поэтому этой вышивкой занимались во многих русских домах. Наиболее ценные экземпляры орнаментального шитья  демонстрируются в отдельной витрине. Среди них женские туфельки, платок с золочёными нитями, став для ножей и вилок, бархатные поручи и многое другое.

Здесь же представлены старинные предметы для богослужения. В музейных витринах демонстрируются блюда для освещённого хлеба (дискосы) и чаши для вина, используемого во время обряда причастия (потиры). Опахала-рипиды украшены шестикрылыми херувимами. Эти изображения символизируют присутствие небесных сил во время обряда освящения.

Боярские покои

Экспозиция двух примыкающих к трапезной небольших помещений воспроизводит обстановку жилых комнат состоятельного московского жителя. Их внутреннее убранство тщательно восстановлено по достоверным источникам. В интерьере использованы подлинные вещи XVII в. Экспонаты размещёны в двух комнатах, условно называемых кабинетом и гостиной.

Самый яркий экспонат гостиной –  типичная для XVII в. изразцовая печь. Основу обстановки комнаты составляет кипарисовый сундук итальянской работы на изящных ножках, голландский шкаф с двумя створками и шкаф-буфет. В кабинете, прежде всего, интересны старинные шахматы и глобус. Для хранения документов в то время использовались разнообразные ларцы, сундуки и шкаф-купе. В отдельный раздел выделены старинные рукописные и печатные книги. В числе последних и азбука царевича Алексея Петровича.

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов сквозь века пронесли представления наших предков о прекрасном. Этот памятник архитектуры, дополненный развёрнутой в его стенах экспозицией Музея прикладного искусства и быта XVII в., создаёт целостное представление об архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве отдалённого периода истории России.