Показать регионы

Павильон Эрмитаж (Петергоф)

Павильон Эрмитаж – парадная двухэтажная постройка, украшающая западную часть Нижнего парка Петергофа и появившаяся в загородной императорской резиденции по указу Петра I как место уединения царских особ и их приближённых для развлечений и отдыха. Первое строение такого рода в дворцово-парковых ансамблях российских государей, ставшее их неотъемлемой частью и одно из самых живописных зданий Петергофского ансамбля.
В западной части Нижнего парка, на берегу Финского залива, в конце одной из аллей, протянувшихся от Большого каскада, в некотором удалении от шумных дворцов находится живописный двухэтажный павильон Эрмитаж – небольшая архитектурная жемчужина Петергофского загородного дворцово-паркового ансамбля.

Появление в императорской резиденции столь необычного по функциональному назначению строения связано с именем Петра I. Деятельный и неутомимый государь, посетивший резиденции европейских монархов, привёз оттуда не только массу впечатлений, но и мечту о создании вблизи столицы дворцово-паркового ансамбля, по пышности не уступающего резиденциям заграничных правителей. 

В 1710 году вблизи Санкт-Петербурга была заложена загородная резиденция Петергоф, со временем украсившаяся большими и малыми дворцами, предназначавшимися для пышных приёмов и балов, зелёными аллеями, каскадами и фонтанами. В каждой из частей парка был свой центральный композиционный элемент: в центральной части – фонтан «Самсон», в восточной – дворец «Монплезир», в западной – дворец «Марли». Но изюминкой западной части стал небольшой павильон, названный на французский манер Эрмитажем («домом отшельника»). Выстроить уютное двухэтажное здание для уединённых встреч с приближёнными повелел Пётр I, отдавая дань европейской моде тех лет. 

Строительство павильона для приватных встреч было поручено немецкому архитектору И. Ф. Браунштейну, который в 1721 году и начал возведение здания. Работы были закончены спустя четыре года, но император не успел увидеть павильон в завершённом виде, скончавшись в январе 1725 года.

Небольшое, прямоугольное в плане 11-метровое в высоту здание, покоящееся на массивном (18х12,5 метров) цоколе, архитектор оснастил высокими прямоугольными окнами с коваными железными решётками и большими застеклёнными дверями с переплётами в мелкий квадрат, благодаря чему здание оказалось полностью пронизанное светом, а из окон открылся великолепный вид на залив и аллеи Нижнего парка. Углы и простенки фасадов, выкрашенные в мягкий жёлтый цвет, И. Ф. Браунштейн декорировал белокаменными вставками – пилястрами коринфского ордера и рустом. Центральную часть южного, обращённого к парку, и северного, обращённого к заливу, фасадов мастер выделил изящными балконами, опирающимися на четыре дубовые резные консоли и украшенными ажурными решётками. Верхнюю часть фасадов архитектор акцентировал лучковыми фронтонами и украсил их алебастровыми аллегорическими скульптурами, символизирующими времена года. 

Подчеркнули уединённость павильона широким, наполненным водой рвом, опоясавшим здание со всех сторон. Интересно, что для подачи воды в ров от Марлинского пруда был специально подведён водопровод, через ров был переброшен мост, а сам ров был окаймлён зелёным газоном. 

Функциональность каждого из этажей павильона была сугубо различной. Если первый этаж с оборудованными хозяйственными помещениями – кухней, буфетной и чуланцами для слуг – предназначался для приготовления всевозможных блюд, то во втором этаже был устроен большой зал площадью 80 метров, где за овальным, облицованным орехом столом на 14 персон предавались трапезам и интимным разговорам гости царственного владельца. 

Главное помещение первого этажа было отведено под буфетную, основным элементом которой был оригинальный подъёмный механизм. С помощью механизма на ручной тяге через овальное отверстие в потолке на второй этаж поднимались блюда, красиво сервированные и установленные на центральную, подвижную часть стола, которая для смены блюд так же плавно опускалась вниз. При желании каждый из гостей мог заказать себе отдельное кушанье, для чего среди предметов сервировки стола существовали деревянные, окованные по краям оловом тарелки. На эти двигавшиеся по специальным трубам тарелки гости клали записки с наименованием блюда и дёргали за колечко, привязанное к верёвке, приводившей в движение индивидуальные колокольчики. 

Царственных гостей в павильоне Эрмитаж ожидала не только вкусная трапеза, но и полная конфиденциальность при встречах за счёт неприсутствия слуг в парадном зале, чьё пребывание во время трапезы, как говорил Пётр I, являлось причиной возникновения слухов. Интересно, что, как утверждают некоторое исследователи, первоначально гостей поднимали на второй этаж в оббитом зелёным сукном кресле, но после того, как один из тросов оборвался, кресло убрали и вместо него устроили лестницу. 

Оформлением интерьеров павильона Пётр I озаботился лично, приказав оббить первый этаж и нижнюю часть стен второго, парадного этажа дубовыми панелями, а простенки между окнами второго этажа заполнить картинами в дубовых золочёных багетах. 124 полотна зарубежных художников – голландцев, итальянцев, французов, фламандцев и немцев, стали не только украшением зала, но и первой в России галереей живописи. 

Прошло всего два десятилетия с открытия павильона и его интерьеры претерпели некоторые изменения – пол первого этажа был покрыт мраморными плитами, пол верхнего этажа – паркетом, а цоколь здания облицован путиловской плиткой. В 1759 году стены и камин парадного зала полностью задрапировали картинами как живописными шпалерами (проект составил Б. Ф. Растрелли), и хотя со временем состав самих картин менялся, принцип их шпалерного размещения остался прежним. А в 1760-х годах была отремонтирована крыша и отреставрированы украшающие фронтоны скульптуры. 

В уютном уединённом павильоне любили отдыхать императрицы Екатерина I, Елизавета Петровна и Екатерина II с приближёнными, причём с именем последней связано предположение, поддерживаемое некоторыми историками. Якобы именно в парадном зале Эрмитажа русский литератор Д. И. Фонвизин впервые прочёл перед императрицей и её гостями свою комедию «Бригадир». 

Судьба павильона, как и всех построек Петергофа, кардинально изменилась после Октябрьской революции 1917 года. В 1918 году дворцово-парковому ансамблю был присвоен статус музея-заповедника и павильон открылся для посетителей. Коррективы в судьбу Петергофского Эрмитажа внесла Великая Отечественная война. Расположившиеся в бывшей загородной резиденции захватчики устроили в павильоне огневую точку, и в результате артобстрелов советских орудий была разрушена часть северной стены и уничтожены дубовые панели и подъёмный стол. К счастью, все картины и мебель были вывезены ещё до оккупации, поэтому сохранились. 

Сразу после освобождения Петергофа от фашистских захватчиков начались масштабные работы по восстановлению дворцового ансамбля и павильон Эрмитаж стал первым музейным объектом, открывшимся для посетителей после частичной реставрации в 1952 году. Постепенно здание было восстановлено полностью и в наши дни открыто для посетителей в весенне-осенний период. Часы работы павильона и цены на билеты можно узнать на официальном сайте музея-заповедника «Петергоф».