Показать регионы

Путевой дворец (Тверь)

Императорский Путевой дворец – не только одна из главных достопримечательностей Твери, но и уникальный памятник истории и архитектуры XVIII столетия. В прошлом служивший гостевым домом для путешествующих монархов, в настоящее время дворец является объектом культурного наследия федерального значения.
Самое сердце Твери – ее древний Кремль – украшает величественный Императорский Путевой дворец с павильонами, выстроенный как гостевой дом для отдыха государей во время их частых путешествий из Санкт-Петербурга в Москву.

Предшественник дворца – архиерейский дом

В стенах тверского Кремля, издавна являвшегося средоточием духовной и светской власти, как и во всех старинных русских городах, почти все строения были деревянными, что наряду с использованием для освещения жилищ свечей и открытых печей без дымоходов нередко являлось причиной многочисленных пожаров. Тверь горела неоднократно, но самый большой пожар 1763 года полностью уничтожил более 800 из 900 существовавших на то время городских дворов.

В планы вступившей на престол за год до тех событий императрицы Екатерины II входило преобразование провинциальных русских городов в города европейские с украшенными лепниной каменными зданиями и вымощенными брусчаткой площадями и улицами, поэтому практически сразу после пожара она издала указ о строительстве в тверском Кремле каменных зданий, для чего из царской казны были выделены огромные средства – один миллион рублей и создана специальная «Контора строения города Твери» с «архитекторской командой», возглавляемой Петром Никитиным.

Кстати, начался самый разрушительный тверской пожар в расположенном на Соборной площади архиерейском доме, возведенном еще в 1671–1672 годах «подмастерьем каменных дел» Аверкием Мокеевым и перестроенном на прежнем фундаменте зодчим Иваном Мичуриным в 1738 году. Палаты правящего архиерея занимали довольно обширную территорию (от Спасо-Преображенского собора до берега Волги) и представляли собой П-образную композицию, центром которой был главный корпус с примыкающими к нему с двух сторон флигелями. Вследствие пожара получивший обширные разрушения дом архиерея восстановлению не подлежал, поэтому архитектор П. Р.  Никитин, взяв за основу старое здание, создал свой проект апартаментов для архиерея. Вместе с ним над строительством здания работали и ученики школы Дмитрия Ухтомского – будущий известный зодчий Матвей Казаков и поручик Петр Обухов.

Новые архиерейские покои, по замыслу П. Никитина, были включены в регулярную планировку Кремля, главной особенностью которой стала осевая улица Миллионная (сейчас Советская), а также Новоторжская и Косая Новгородская (сейчас Вольного Новгорода) улицы, сходящиеся вместе с Миллионной улицей лучами к Соборной площади.  

Императорская Путевая резиденция

Работы над строительством Архиерейского дома начались в 1764 году, а уже в следующем 1765 году перед командой архитекторов поставили задачу предусмотреть в новом здании апартаменты для императрицы Екатерины II, собирающейся проследовать из новой столицы в Москву на торжественное открытие «Комиссии об уложении», планируемое на 1767 год. Поэтому к началу 1767 года возвели главный корпус с парадным въездным двором (курдонёром) и оборудовали в восточной его части «собственную половину» государыни, состоящую из парадного зала и 12 комнат, а апартаменты правящего архиерея заняли 9 комнат, соединенных галереей. Кстати, именно в парадном зале путевой резиденции в феврале 1767 года императрицу встречали представители дворянских родов Твери, для которых был дан званый обед.

Одновременно с возведением главного дома велись работы и по строительству двух боковых павильонов и вспомогательных зданий. Так, в 1766 году в северной части хозяйственного двора выстроили каменный кухонный флигель и жилой двухэтажный корпус с одноэтажными крыльями, в 1768–1770 годах в конюшенном дворе – конюшню и каретный сарай. В 1776–1778 годах разбили регулярный сад, изюминкой которого стали главная аллея и сеть узких дорожек, ориентированных на северо-восточный угол дворца и веером распахнутых к берегу Волги, что в точности повторяло лучевую композицию трех улиц Твери. В дни приезда в Тверь останавливавшаяся в Путевом дворце государыня могла любоваться открывающимся с ее балкона восхитительным видом сада с дорожками, что стало своеобразной благодарностью тверичей Екатерине II за восстановление их города.

К 1778 году были закончены все строительные работы, ознаменовавшиеся освящением Екатерининского храма, расположившегося в западном павильоне. В восточном же павильоне с проездной аркой, через которую можно было попасть в конюшенный и хозяйственный дворы, устроили обширную библиотеку.

Пышное и торжественное здание Императорского Путевого дворца зодчие оформили в классическом стиле с элементами «барокко» и формах, характерных для русского зодчества середины XVIII столетия. К главному корпусу, расположенному в глубине двора, оформленному пилястрами и украшенному в верхней части фронтоном, с двух сторон примкнули крыльями два выступающих далеко вперед крестообразных павильона с купольными навершиями. Фасады всего здания зодчие украсили лепными вставками, гирляндами, картушами, свободное пространство стен – рустом, а окна – фигурными наличниками.

Внутреннее убранство дворца соответствовало статусу своих царственных постояльцев, что подчеркивалось обилием резной мебели, множеством дорогих картин, люстр, ковров, серебряной с позолотой посуды. Второй этаж центрального объема занял большой двусветный парадный зал, в который можно было попасть из вестибюля по широкой лестнице, а анфилады расположенных в крыльях небольших прямоугольных комнат вели в залы павильонов.

Новый дворец стал украшением Соборной площади и очень гармонично влился в ее архитектурный ансамбль. Общая планировка Путевой резиденции, ее объемность и купольные павильоны составили единое целое с Преображенским собором и другими постройками Кремля.

Судьба дворца в XIX–XXI столетиях

В самом начале XIX столетия в Твери, ставшей административным центром трех губерний (Тверской, Ярославской и Новгородской) и центром округа путей сообщения, в 1809–1812 годах началось интенсивное каменное строительство. Путевой дворец, к тому времени несколько обветшавший, было решено переоборудовать в парадную резиденцию генерал-губернатора, принца Георга Ольденбургского, женатого на дочери императора Павла I Екатерине Павловне.

Над реконструкцией дворца работал выдающийся архитектор тех лет Карл Росси, который, не нарушив объемно-пространственную композицию здания, придал ему более строгий и торжественный вид популярного в то время стиля «ампир». Фасады дворца зодчий украсил колоннами ионического ордера с портиками, место фронтонов заняли ступенчатые аттики с барельефами. Второй этаж дворца К. И. Росси соединил с садом широким, украшенным вазами и скульптурами пандусом, по которому из кабинета можно было спуститься в сад и по тенистой аллее пройтись к берегу реки.

В связи с изменившимся назначением дворца были переоборудованы не только его парадный зал и «собственная половина» генерал-губернатора, но и анфилада комнат, расположенных в крыльях дворца. В парадном зале и личных апартаментах генерал-губернатора появилась новая резная мебель, бронзовые люстры, камины с изразцами, обрамленные золочеными рамами зеркала. Для Екатерининской церкви были выполнены и заключены в резной деревянный иконостас четыре большие иконы на холстах. Претерпели изменения и хозяйственные корпуса – их перестроили, приведя в соответствие со стилем главного здания, а вместо заросшего регулярного сада разбили живописный пейзажный парк с дорожками, павильонами, цветочными клумбами и 32 привезенными из Петербурга статуями и вазами.

Душой дворца была его хозяйка – великая княгиня Екатерина Павловна, и на устраиваемые ею вечера собирался весь цвет Твери – видные государственные деятели, художники, поэты. Именно в стенах дворца Н. М. Карамзин впервые читал «малому двору» отрывки «Истории государства Российского». В разное время дворец посещали известные люди своего времени – писатель Иван Лажечников, поэты Федор Глинка и Василий Жуковский и другие.

Следующую реконструкцию дворцового комплекса проводили в 1864–1871 годах. Тогда по проекту архитектора Александра Резанова фасады главного входа были оформлены двумя большими балконами и украшены многочисленными филенками, рустом, гирляндами, профилированными поясками, резными наличниками, также вновь изменилась планировка пейзажного парка. На западном дворе выстроили новый каретный сарай, а в саду устроили оранжерею.

В 1896 году в бывшем дворцовом Екатерининском храме разместились экспозиции Тверского исторического музея, а в 1898 году у того же западного крыла разбили небольшой сквер, органично слившийся с парковым ансамблем.

Октябрьская революция кардинально изменила многовековой устрой империи. В 1917–1918 годах в бывшем Путевом дворце размещались губернский исполком, советы рабочих депутатов, штаб Красной гвардии.

В годы противостояния с фашистской Германией дворцовый комплекс сильно пострадал, но уже в 1944–1948 годах бригадой архитекторов под руководством Ильи Бондаренко, а позднее Николая Колли его восстановили, и в 1962 году в главном корпусе и восточном крыле бывшей императорской гостевой резиденции разместилась картинная галерея, а в западном до 1994 года были выставлены экспонаты историко-архитектурного музея Твери.

В 1990-х годах во дворце началась реконструкция, а в 2012 году его закрыли для проведения полномасштабной реставрации, включающей в себя полное обновление фасадов и интерьеров в стиле эпохи Екатерины Великой. В настоящее время работы почти завершены и уже в 2016 году старинный Путевой дворец откроет свои двери для посетителей, желающих прикоснуться к прошлому своей страны.