Показать регионы

Саввино-Сторожевский монастырь

Контактная информация

+7 (495) 933-79-78
+7 (495) 992-55-33
Саввино-Сторожевский монастырь – действующий православный ставропигиальный мужской монастырь Московской епархии, основанный в конце XIV столетия прп. Саввой Сторожевским, одним из учеников прп. Сергия Радонежского. Расположен на горе Сторожи в предместье Звенигорода.
Основание обители прп. Саввой Сторожевским

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич, третий сын (второй по праву наследования) князя Дмитрия Ивановича Донского, получивший в 1389 году по духовной грамоте во владение Звенигород, сделал его столицей своего удельного княжества. Расположенный всего в 50-ти километрах от Москвы город стал для князя любимым детищем, всячески обустраиваемым и украшаемым им. Наряду с укреплением княжеской резиденции – Городком (звенигородским Кремлем), вокруг которого появились деревянные стены с башнями, а внутри стен – белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы, князь решил основать возле города православную обитель, должную озарить светом христианства стольный град и стать придворным княжеским монастырем.

В 1398 году в Звенигород из Троице-Сергиевой Лавры после долгих уговоров пришел преподобный Савва – духовник князя и один из первых учеников прп. Сергия Радонежского. Кроме посоха в руках у Саввы была трепетно прижимаемая к груди Смоленская икона Божьей Матери, единственная ценность, взятая преподобным с собой на новое место. После горячих молитв святого Божьей Матери о помощи и поддержке в основании нового монастыря и защите его от всяческих бед, на высоком холме Сторожи, всего в двух километрах от Звенигорода началось строительство обители. Первой церковью нового монастыря стал деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный в самой высокой точке Сторожевского холма и удивительно напоминавший первый храм Троице-Сергиевой Лавры, выстроенный еще преподобным Сергием Радонежским. Рядом с Рождественским храмом появилась келья первого настоятеля обители, где долгие часы святой проводил в молитвенных бдениях, и небольшая часовенка над святым источником.

Весть о том, что в новой обители настоятельствует ближайший ученик прп. Сергия Радонежского, облетела всю округу, и под духовное руководство Саввы отовсюду стали стекаться монашествующие. Обитель разрасталась, строились новые кельи, территорию окружили высокие деревянные стены с устроенными с северной стороны воротами, и в Сторожевском монастыре потекла размеренная жизнь. А преподобный Савва, ископав в километре от обители в овраге пещерку, на долгие часы уединялся в ней, вознося молитвы Пресвятой Богородице о даровании мира и благополучия монастырю, инокам и своему духовному сыну – князю Юрию Звенигородскому.

Князь Юрий Дмитриевич опекался обителью, богатыми пожертвованиями способствуя ее развитию и процветанию. А после того, как прп. Савва благословил князя на военный поход в Волжскую Булгарию, завершившийся победой княжеской дружины и взятием нескольких булгарских городов, в 1404 году князь Юрий одарил обитель обширными вотчинами и бортными лесами в Рузском и Звенигородском уездах, освободив от пошлин и дани всех, кто проживал на монастырских землях.

Деревянная Рождественская церковь перестала вмещать всех молящихся, поэтому в 1405 году ее разобрали и выстроили на том месте большой белокаменный собор, хоть и претерпевший за более чем 600-летнюю историю незначительные изменения во внешнем облике, но прекрасно сохранившийся до настоящего времени и сейчас являющийся одним из памятников раннемосковского зодчества. Строительство собора и его роспись учениками прп. Андрея Рублева продолжались два года, и в сентябре 1407 года игумен Савва в праздник Рождества Пресвятой Богородицы торжественно освятил новый соборный храм.

3 (16) декабря 1407 года, прожив праведную жизнь, настоятель Сторожевской обители прп. Савва мирно преставился и был погребен в Рождественском соборе с правой стороны от входа под западным окном.

Обитель в XV–XVI столетиях

После преставления Саввы Сторожевского его ученики продолжали жить по заветам, оставленным им первым игуменом обители – подвизались в постах и молитвах, жили во смирении и братолюбии. В конце 1420-х годов прп. Савва явился во сне тогдашнему настоятелю отцу Дионисию и наказал написать свой образ, что тот и сделал, опираясь на свое ночное видение и описание святого одним из его учеников – старцем Аввакумом. Написанный отцом Дионисием лик стал одной из самых древних икон прп. Саввы Сторожевского.

Местное почитание первого основателя и игумена Сторожевской обители Саввы как Звенигородского чудотворца началось сразу после его кончины, но множество чудес и исцелений, произошедших у его гроба послужили тому, что на Первом Макариевском Соборе в 1547 году его канонизировали, а Житие святого и службу ему по просьбе митрополита Московского Макария составил бывший инок Хутынского монастыря Маркелл.

Московские князья, а позднее и русские цари благоволили Сторожевской обители. Так, в 1454 году князь Василий II Темный пожаловал монастырю дворцовое подмосковное село Каринское, расположенное на левом берегу Москва-реки. А уже в 1492 году Сторожевскую обитель в собственное управление взял непрестанно трудившийся во имя объединения русских земель вокруг Москвы князь Иоанн III Васильевич. В 1548 году в обители побывали государь Иоанн IV Грозный и его первая супруга Анастасия Романовна, одарившие монастырь богатой церковной утварью и богослужебными книгами. Тогда же от Москвы к Сторожевской обители пролегла «царская дорога» (нынешнее Рублево-Успенское шоссе), по которой совершали пешие прогулки на богомолье русские цари и императоры. В 1592 году в Великий пост обитель посетил сын Иоанна Грозного – царь Феодор Иоаннович. Кстати, в то время государь лично назначал настоятелей монастыря, а Патриархи Московские лишь подписывали новым игуменам настольные грамоты.

Хотя большого строительства в монастыре не велось, в начале XVI столетия над вратами выстроили храм во имя прп. Сергия Радонежского и Трапезную палату. Под монастырскими стенами иноки устроили небольшую плотину с мельницей и живописный пруд, куда запустили рыбу.

Сторожевская обитель процветала – к концу XVI столетия в ней насчитывалось до 100 человек братии, на вотчинных землях монастырские крестьяне выращивали хлеб, занимались бортничеством, прихожане из Звенигорода и окрестных деревень вносили богатые пожертвования на нужды монастыря.

Радости и скорби обители в XVII столетии

Трагично начался для Сторожевской обители XVII век. В 1606 году в монастыре и окрестных деревнях бесчинствовали поляки под началом Лжедмитрия I, разорившие и разграбившие обитель и сжегшие дома крестьян. Но уже в 1607 году царь Василий Шуйский, узнав о тяжелом положении монастыря, на год освободил его и вотчинные села от уплаты в царскую казну ямских денег (своеобразного государственного денежного налога).

После Смуты Русь медленно выходила из кризиса. Отстраивались города и деревни, монастыри и храмы. В 1613 году государь Михаил Федорович Романов, видя бедственное положение иноков Сторожевской обители, освободил их от обязательной пошлины за прогон по Москва-реке леса.

Игумены Сторожевского монастыря поддерживали нового государя, и Михаил Федорович с благосклонностью относился к подмосковной обители. Поэтому на крестины наследника престола – Алексея Михайловича в 1629 году в Чудов монастырь был приглашен и настоятель Сторожевской обители игумен Макарий. В 1635 году государь Михаил Федорович пожаловал обители на помин души родителя своего – патриарха Московского Филарета грамоты и драгоценные вклады, среди которых были серебряные сосуды и три больших колокола.

Спустя 10 лет, в 1645 году Сторожевский монастырь первый раз посетил царь Алексей Михайлович. А спустя несколько лет, на рубеже 1649–1650-х годов, государю, страстному охотнику, было видение прп. Саввы, Звенигородского чудотворца. Тогда, охотясь в густом лесу, царь Алексей Михайлович отдалился от свиты и чуть не погиб от лап разъяренного медведя, но перед ним и хищником чудесным образом оказалась фигура прп. Саввы Сторожевского, спасшая государя от неминуемой и лютой смерти. После того случая государь сделал Сторожевскую обитель своей загородной резиденцией, помимо богатых пожертвований вложив душу в обустройство и расширение монастыря.

Благодаря покровительству государя Сторожевскую обитель начали кардинально перестраивать и украшать новыми храмами и строениями. Известно, что в масштабных работах по благоустройству обители было задействовано одновременно до тысячи человек, а для бесперебойного обеспечения строительными материалами в окрестностях монастыря даже заложили кирпичные заводы.

В начале 1650-х годов звенигородские живописцы наново расписали Рождественский собор, а иконописцы Оружейной палаты Кремля изготовили для главного храма обители новый пятиярусный иконостас.

Территорию Сторожевской обители увеличили почти вдвое и визуально разделили на две части – парадную и хозяйственную. Центр парадной части (Соборной площади) украсил величественный белокаменный Рождественский собор, по одну сторону от которого выстроили Царский дворец, по другую – Царицыны палаты, удивительные памятники гражданской архитектуры XVII столетия. С севера Соборную площадь монастыря оградила Трапезная палата – величественное четырехэтажное каменное сооружение с глубоким шестиметровым подклетом, в котором находились погреба и глубокий колодец. Второй этаж занимала кухня, вокруг которой размещались отапливаемые печами кельи служителей. Поэтому на третьем этаже, который являлся, собственно, большой трапезной, всегда было тепло. На четвертом этаже хранилась казна обители. В 1806 году своды верхнего этажа рухнули, поэтому Трапезную несколько перестроили, а в 1820-х годах оборудовали под помещения Духовного училища.

С запада парадную Соборную площадь венчает четырехъярусная колокольня с устроенным во втором ярусе храмом во имя прп. Сергия Радонежского, восточную сторону – Братские корпуса, выстроенные в I половине 1650-х годов звенигородскими мастерами. Церковь над вратами во имя прп. Сергия Радонежского при перестройке монастырских стен разобрали, престол ее перенесли во вновь построенную надвратную церковь в честь Троицы Живоначальной. В хозяйственной части зодчие расположили Стрелецкие палаты, Казначейский корпус и другие монастырские постройки.

Весь периметр обители опоясали высокие каменные стены с башнями. Общая протяженность стен составила 760 метров, их высота – от 8 до 9 метров и толщина – от 2,7 до 3 метров. Мощные стены не просто скрыли от любопытных глаз жизнь иноков, но и стали прекрасной защитой от неприятеля. Для усиления обороны по верху стен протянулись три ряда бойниц. Такие же бойницы были устроены и в семи башнях, увенчанных высокими шатрами и фигурками трубящих ангелов. Каждая из башен имела свое название и предназначение – Водовзводная, Северная, Усова, Житная, Больничная (разобрана в середине XVIII столетия), Красная.

Парадной являлась Красная башня (красивая, как говорили в то время) с устроенными в ней двумя входами – большим для знати и меньшим для простолюдинов. При царе Алексее Михайловиче на парадной Красной башне красовался государственный герб, а в амбразурах были установлены пушки. В 1883 году в среднем ярусе башни на пожертвования князя А. Н. Шаховского был устроен, а в 1884 году освящен небольшой теплый храм во имя Алексия, человека Божия. В холодное время года в отапливаемом двумя голландскими печами храме служились ранние литургии. В церкви находился небольшой мраморный двухъярусный иконостас со старинными иконами. К сожалению, сам храм был разорен, а уникальный иконостас утрачен в советское время.

1652 год в истории Сторожевского монастыря навсегда остался годом чудесного обретения мощей прп. Саввы, Звенигородского чудотворца. С большими почестями мощи святого переложили в дубовую раку и установили ее возле южного входа в алтарь в Рождественском соборе.

В 1674 году монастырю присвоили статут Лавры, ее настоятелям – сан архимандрита. К Сторожевской обители в тот период было приписано 19 монастырей, а управлялась она личной канцелярией государя – Тайным приказом.

Царь Федор Алексеевич, как и отец, опекался Сторожевской обителью. Так, в 1680 году он выполнил его предсмертную волю и сопроводил в монастырь серебряную раку для мощей прп. Саввы, изготовленную мастерами московской Оружейной палаты. Хотя следующие государи и государыни проявляли уже не такой большой интерес к Сторожевской обители, именно в ее стенах в 1682 году нашли прибежище от восставших стрельцов царица Наталья Кирилловна Нарышкина с сыном Петром, будущим российским императором, его сводными братом Иваном и сестрой Софьей.

В 1693 году молодой император Петр I отпраздновал в Саввиной обители свое 17-летие, устроив под монастырскими стенами потешный бой. А его старшая сводная сестра царевна Софья Алексеевна в ознаменование чудесного спасения во время бунта стрельцов, по преданию, пожертвовала обители большую сумму денег, на которую к Трапезной пристроили каменную церковь и освятили ее в честь Преображения Господня. В церковь перенесли старинный иконостас, изначально украшавший Рождественский собор.

Последний год XVII столетия ознаменовался заточением в подвалах Царицыных палат сотни мятежных стрельцов, содержавшихся там закованными в цепи.

Судьба Сторожевского монастыря в XVIII–XIX столетиях

С воцарением Петра I в истории монастыря начался новый период. Император перевел все дела обители и приписанных к нему монастырей сначала в Посольский Приказ, а позднее, после учреждения Синода – в его ведение. С 1721 года по 1775 год Сторожевский монастырь считался ставропигиальным и подчинялся непосредственно Священному Синоду. В этот же период обитель лишилась многих своих земель и угодий, а в 1764 году, при разделении монастырей на классы, она получила статус первоклассного ставропигиального монастыря со штатом в количестве 33 иноков.

Государи продолжали посещать подмосковную обитель. В 1729 году в нем побывала первая супруга Петра I царица Евдокия Лопухина и сестра будущей императрицы Анны Иоанновны герцогиня Мекленбургская Екатерина Иоанновна; в 1744 и 1749 годах – императрица Елизавета Петровна; в 1762 и 1775 годах – императрица Екатерина II, которой настолько понравился Сторожевский монастырь, что спустя три года после второго посещения она решила произвести ремонт в пришедшей в ветхость обители.

В результате строительных работ деревянные шатры монастырских башен были заменены металлическими, поновлены росписи Рождественского собора и расписан его верх, центральная часть Царицыных палат надстроена вторым деревянным этажом – архиерейскими покоями, а также разобраны западная часть Царского дворца и одна из семи башен – Больничная. На месте западного крыла Братского корпуса выстроен Малый келейный корпус.

В 1781 году над серебряной ракой прп. Саввы устроили резную деревянную сень, деньги на которую пожертвовал меценат и благотворитель граф Н. В. Шереметьев.
В конце XVIII столетия строительные работы в обители продолжились. В 1782 году над Братским корпусом надстроили второй этаж, а фасады всех зданий, обращенных к Рождественскому собору, украсили декором в лучших традициях древнерусского зодчества. В начале 1800-х годов Царский дворец был перестроен под четырехклассное Духовное училище, из которого в разные годы вышли известные богословы, настоятели, епископы. Корпус училища от остальных построек монастыря был огражден, молились воспитанники в Преображенской церкви, а в Рождественский собор приходили только в воскресные дни и дни больших праздников.

В 1807 году к Троицкому храму на пожертвования графини Н. В. Шереметьевой пристроили небольшую трапезную с приделом Казанской иконы Божьей Матери. Трапезная, за которой закрепилось название Казанской, была выстроена над фамильным склепом родителей графини, в котором спустя время упокоилась и сама графиня Наталья Шереметьева.

В 1812 году в Саввино-Сторожевский монастырь вошли солдаты наполеоновской армии. Монахи обители стали очевидцами очередного чуда, произошедшего по молитвам и незримому присутствию основателя обители – прп. Саввы, Звенигородского чудотворца. Остановившийся в монастыре отряд французов под началом пасынка Наполеона Евгения Богарне с алчностью разглядывал монастырские ценности, предвкушая их разграбление, но напрасно. Пришедший к французскому полководцу во сне прп. Савва приказал не трогать обитель и предсказал Евгению Богарне долгую и счастливую жизнь, если тот не позволит своим воинам надругаться над православными святынями. Е. Богарне послушался святого старца и оказался единственным из полководцев Наполеона, кто вернулся из России живым и невредимым.

На протяжении XIX столетия Сторожевский монастырь продолжали посещать венценосные особы и их близкие родственники – Николай I и его сын Александр Николаевич с супругой, сын Евгения Богарне герцог Максимилиан, женившийся на дочери Николая I Марии и оставшийся жить в России. Император Николай I пожертвовал на благоустройство обители сто тысяч рублей серебром, а цесаревич Александр Николаевич – триста рублей для устройства новой сени над ракой прп. Саввы Сторожевского. Новая бронзовая сень с накладным серебром была торжественно установлена и освящена митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в 1847 году.

В 1862 году на богатые пожертвования купца П. Г. Цурикова, с благословения и при помощи тогдашнего наместника обители рядом с местом, где еще в начале XV столетия ископал себе прп. Савва пещерку, был устроен Саввин скит, а над пещеркой – каменная церковь во имя прп. Саввы и кельи для четырех иноков, взятые в кольцо из каменных стен с тремя небольшими башенками. В 1869 году на территории Саввиного скита был выстроен новый каменный Братский корпус с домовым храмом во имя Николая Чудотворца и несколько деревянных зданий для хозяйственных нужд.
В 1898 году в обители пышно и торжественно отпраздновали 500-летие со дня ее основания.

Бурный XX век...

Еще в начале XX века в монастыре, как обычно, служились божественные литургии, а в 1912 году палехскими живописцами даже были поновлены фрески Рождественского собора и на полы вместо чугунных плит положена метлахская плитка, но неотвратимые революционные события изменили жизнь старинного православного монастыря.

В марте 1918 года Звенигород захлестнула волна безбожия. Попытка реквизировать церковные ценности дала толчок мятежу, в результате которого у стен монастыря были убиты несколько человек, представлявших новую власть, а наместник обители игумен Макарий (в миру Михаил Попов), несколько священнослужителей и мирян арестованы. На протяжении полугода (осень 1918 года – весна 1919 года) из Сторожевского монастыря вывезли практически все ценности, было разграблено хозяйство обители, изъяты более 400 га земель. Красноречивый показатель – летом 1918 года в монастыре подвизались 50 иноков, к весне 1919 года их осталось всего 12 человек, да и те с трудом выживали на скудные подаяния прихожан.

17 марта 1919 года при иеромонахе Ионе, духовнике иеромонахе Савве и ризничем иеромонахе Ефреме была вскрыта рака со святыми мощами прп. Саввы Сторожевского, а в апреле того же года вывезена из обители. Вскоре монастырь закрыли и с августа 1919 года в его стенах размещались разные организации и учреждения – концентрационный лагерь для офицеров царской армии, колония для беспризорников и умственно-отсталых детей, санаторий для высоких чинов из народного комиссариата здравоохранения и дом отдыха, музей церковной старины.

В 1922 году Саввино-Сторожевской обители присвоили статус памятника архитектуры XV–XVII столетий и приписали его к музейному отделу народного комиссариата просвещения, правда, до 1941 года музей, размещенный в строениях обители, дважды закрывали. В 1930 году монастырскую звонницу лишили души, сняв на переплавку 15 колоколов разных размеров и вывезя из Саввинского скита большой 10-ти тонный колокол. В конце 1941 года попытались снять большой 35-ти тонный колокол Благовест, но, по официальной версии, он разбился, а по неофициальной – был взорван прямо на звоннице. Части колокола отправили на переплавку для нужд фронта, уцелели лишь несколько небольших фрагментов и часть языка Благовеста.

Преподобный Савва незримо охранял свою обитель, ведь за все годы Великой Отечественной войны в монастырь не залетела ни одна пуля, не попал ни один вражеский снаряд. Но еще долгих 50 лет после победы над фашизмом обитель находилась в статусе историко-архитектурного и художественного музея.

Возрождение монашеской жизни в обители в XXI столетии

В феврале 1995 года часть зданий монастыря была передана в безвозмездное пользование Московскому патриархату, и монастырю вновь присвоили статус ставропигиального. В течение последующих пяти лет все строения обители вернули в ведение Московского патриархата. Монашеская жизнь в старинной обители возродилась и сейчас в нем подвизаются 50 иноков. Постепенно трудами монахов и послушников реставрируются храмы, строения и крепостные стены с башнями.

В августе 1998 года в обители с большим размахом праздновалось ее 600-летие. К этой знаменательной дате монастырь вновь обрел святые мощи прп. Саввы Сторожевского, долгие десятилетия бережно хранившиеся в семье звенигородца, бывшего сотрудника Звенигородского исторического музея М. М. Успенского, а в 1985 году переданные его родственниками в Данилов Московский монастырь.

В настоящее время в обители, как и столетия назад, течет размеренная жизнь. В храмах служатся божественные литургии и отправляются другие требы, иноки перемежают молитвы с трудами по восстановлению зданий и строений. При обители действует приют для детей, богословские курсы для взрослых, работает библиотека с читальным залом и книжным фондом с более чем 6,5 тысячами томов.

Саввино-Сторожевская обитель является яркой жемчужиной в короне православных монастырей России, а ее живописный архитектурный ансамбль – шедевр русского зодчества, воплощенный мастерами древности в белокаменных храмах и строениях.

Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря

Храмы и часовни:


Палаты и корпуса:


Башни и другие сооружения:

  • Красная башня (Надвратная) со святыми воротами
  • Северо-Восточная башня (Провиантская)
  • Северо-Западная башня (Водовзводная)
  • Житная башня
  • Южная башня (Усова)
  • Юго-Восточная башня
  • Северные проездные ворота
  • Памятник прп. Савве Сторожевскому