Показать регионы

Северный Зеленчукский храм

Северный Зеленчукский храм на Нижне-Архызском городище – древняя каменная православная церковь, предположительно, построенная в X веке и являвшаяся в X–XIII вв. кафедральным собором Аланской епархии.
Северный храм расположен на территории Нижне-Архызского городища, являющегося сегодня Карачаево-Черкесским историко-культурным и природным музеем-заповедником. С городищем чаще всего отождествляют исчезнувший город Маас – столицу средневекового государства Алания, располагавшегося на Северном Кавказе. Маас в период своего расцвета был огромным по тем временам городом с населением более 15 тыс. жителей. Территория города занимала горную долину на высоте около 1 150 м. Ныне на месте Мааса находится посёлок Нижний Архыз.

Монументальный и величественный Северный храм считается первым храмом Нижне-Архызского городища. Он был самой крупной христианской церковью Алании и был виден издалека купцам «шелковых» караванов, перевозивших товары из Китая в Византию. Предположительно, в X–XIII веках храм являлся кафедральным собором Аланской епархии, центром ее культурной и духовной жизни в этот период. В плане храм представляет собой крест с куполом, возвышающимся в его центре. Полукруглые апсиды церкви, где размещается алтарь, в соответствии с древнейшими канонами, направлены на восток.

Длина собора без притвора составляет 21 метр и примерно равна его высоте, при этом в 2 раза больше ширины храма (10,5 м без притворов). Учитывая пропорциональную соразмерность архитектурных форм церкви, можно предположить, что храм строился зодчим византийской школы высокой квалификации (в соответствии с канонами античного архитектора Витрувия, длина храма должна быть вдвое больше его ширины). С юга, севера и запада собор имеет открытые притворы, имеющие входы вовнутрь. Венчает храм барабан с шатровым куполом. Стены сложены из хорошо обтесанных блоков, произведенных из местного камня-песчаника.

Наос храма расчленен двумя рядами квадратных в сечении пилонов на три нефа, центральный из которых шире боковых, и, соответственно, центральная апсида (алтарь) глубже и шире северной апсиды (диаконника) и южной (жертвенника). Несомненно, в центре алтаря располагался каменный престол (от него сохранилась только яма, расчищенная в 1980 г.). Интерьер вдоль линии предалтарных столбов пересекает двухступенчатая солея, которой алтарная часть храма отделялась от зала, увенчанная когда-то несохранившейся алтарной преградой. Вдоль северной и южной стен наоса находились узкие каменные сидения. В восточных стенах южного и северного притворов имелись культовые ниши, полуциркульные в плане, что может свидетельствовать о функциональном назначении притворов как самостоятельных приделов.

Во время раскопок, проводившихся внутри собора, в нартексе, археолог В. А. Кузнецов обнаружил крещальню, сделанную из плоских каменных плит. Эта купель предназначалась для проведения одного из главных таинств христианства – обряда крещения. Здесь в начале Х в. принимали христианство аланы.

Особый статус Северного храма подтверждают и другие археологические находки. В ходе раскопок летом 1940 г. у южной стены церкви обнаружено богатое женское погребение, в котором сохранилось свыше 100 ювелирных украшений: золотые нашивки на платье, выполненные в виде трилистников, серьги и перстни со вставками из полудрагоценных камней. Одна из таких вставок имеет вырезанную арабскую надпись, содержащую имя армянского царя Ашота I (династия Багратидов), правившего Арменией в 886–891 гг.

Стены интерьера храма украшала великолепная фресковая живопись, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней. Некоторые фрески в конце XIX в. зарисовал археолог и художник Д. М. Струков. По этим рисункам, хранящимся в архиве ИИМК, видно, что собор расписывал высокопрофессиональный византийский художник, т.к. своих мастеров такого уровня среди алан в те времена не было.

При исследовании фресок археологами было отмечено, что рисунки наносились без предварительного прочерчивания по сырой штукатурке, контуры фигур наносили кистью с использованием коричневой краски и затем расписывали другими цветами. Согласно материалам Д. М. Струкова, фрески сохранилось лучше на северных стенах храма и барабане – изображения святых с нимбами, одетых в широкие ниспадающие одежды и округлые шапки. Данная живопись представляет собой наиболее древнюю фресковую живопись в России. Изображения апостолов в барабане церкви указывают на то, что храм был расписан в соответствии с канонами византийской церковной живописи. Композиция в центре купола, изображающая Христа Вседержителя, а вокруг – апостолов, связана с космологической символикой раннехристианских концепций.

Среди важных находок, сделанных вблизи Северного храма – складные древнерусские кресты-энколпионы, подтверждающие наличие культурных и торговых связей Алании с Киевской Русью.

В письменных источниках не удалось найти сведения о чине освящения собора. Данные, полученные в результате специальных исследований, проведенных научными сотрудниками Карачаево-Черкесского музея-заповедника, позволяют утверждать, что церковь была посвящена святителю Николаю Мирликийскому, а значит могла именоваться Никольской. Крещение Алании в 916 г. произошло во многом благодаря тогдашнему Константинопольскому патриарху Николаю Мистику. Не исключено, что название собора может быть связано с данным историческим фактом.

Северный храм является наиболее крупным и монументальным храмом не только в Нижнем Архызе, но и на всем Северном Кавказе, из чего можно предположить, что он являлся кафедральным собором Аланской епархии и был построен ранее других Зеленчукских храмов – предположительно, во 2-й четверти X века, во время правления абхазского царя Георгия II (920–955), заслужившего благодарность патриарха Константинопольского Николая Мистика за труды по просвещению князя Алании и его подданных.

В настоящее время в Северном храме богослужение проводится только раз в году – в день памяти Георгия Победоносца (6 мая).