Показать регионы

Собор Петра и Павла (Петергоф)

Собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Петергофский собор) – один из самых красивых православных храмов города на Неве, расположенный рядом с Ольгиным прудом и примыкающий к дворцово-парковому ансамблю «Петергоф». Главный храм Петергофского благочиния Санкт-Петербургской епархии, имеющий статус объекта культурного наследия федерального значения.
Предыстория строительства и возведение собора

Из всех существовавших к концу XIX столетия в Петергофе православных храмов большая часть принадлежала либо дворцовому, либо военному ведомствам, поэтому вход в них обычным прихожанам был запрещён. Жители довольствовались посещением маленькой и тесной церкви Воздвижения Креста Господня, устроенной в 1830 году в здании Петергофского дворцового управления. Из всех желающих лишь пятая часть могла посетить богослужения, во время совершения которых в храме было настолько тесно, что не хватало воздуха и многие теряли сознание. 

В 1892 году заведующий придворным духовенством и духовник императорской семьи протопресвитер Иоанн (Янышев), узнавший о катастрофическом положении прихожан, подал  ходатайство о строительстве в Петергофе нового большого храма. Прошедшее многие инстанции письмо протопресвитера попало к министру императорского двора и уделов графу И. И. Воронцову-Дашкову, который и доложил о нём императору Александру III. Государь с пониманием отнёсся к ходатайству своего духовника и в том же 1892 году лично определил место для будущего храма – у Ольгина пруда – и назначил архитекторов, должных составить проекты – Леонтия Бенуа, Николая Рошефора, Анатолия Семёнова и Николая Султанова. Изучив все представленные архитекторами проекты, в марте 1893 года Александр III остановил свой выбор на проекте Николая Владимировича Султанова, поскольку в его варианте эскиз будущего храма полностью соответствовал всем вопросам удобства как духовенства, так и прихожан, и был выполнен, по пожеланию протопресвитера Иоанна, в московском стиле церковного зодчества. Эскиз Петергофского собора так понравился Александру III, что прибывшему к нему на аудиенцию архитектору Н. В. Султанову император настоятельно рекомендовал во время строительства храма не отступать от первоначального проекта. 

Строителем храма Н. Султанов был назначен в ноябре 1893 года, а уже в следующем, 1894 году, начались подготовительные работы – был вырыт котлован под фундамент и выстроены деревянный сарай для хранения извести и домик для чертёжников. 

Закладка фундамента нового храма, освящённая протопресвитером Иоанном (Янышевым), состоялась уже при императоре Николае II 25 июля (6 августа) 1895 года. Этот день, как и освящение храма во имя святых апостолов Петра и Павла, а его приделов – в честь св. князя Александра Невского (северный) и прп. Ксении Миласской (южный), был назначен ещё Александром III. 

Из-за большой занятости Н. В. Султанова на строительстве памятника Александру II в Московском Кремле, по рекомендации архитектора строителем Петергофского храма был назначен гражданский инженер Василий Антонович Косяков, который и проводил все работы по возведению церковного здания.

Строительство продолжалось с 1896 по 1899 год, ещё три года здание собора штукатурили, после чего в течение двух лет (с 1903 по 1905 год) палехские и московские мастера расписывали стены и своды храма и устанавливали иконостас. Деньги в сумме 850 тысяч рублей на возведение храма выделило Министерство императорского двора и уделов, причём параллельно с возведением самого храма обустраивалась и прилегающая к нему территория. Рядом с собором появились здания котельной, электростанции и церковно-приходской школы, а вокруг церковного комплекса был разбит большой сквер. 

25 июня 1905 года в присутствии императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны протопресвитер Иоанн (Янышев) совершил чин освящения главного престола храма в честь святых апостолов Петра и Павла, а в августе того же года были освящены и его приделы. Храм причислили к дворцовому ведомству и приписали к нему расположенную на Торговой площади каменную часовню прп. Иосифа Песнописца (разрушена в 1957 году).  

Дальнейшая судьба собора

Петропавловский собор на много лет стал главным храмом Петергофа, в нём совершались богослужения и отправлялись церковные требы, но после революции 1917 года в судьбе храма произошли кардинальные изменения. Вначале его сделали обычным приходским храмом, и хотя с 1922 года в нём находилась кафедра епископа Петергофского, викария Петроградской епархии Николая (Ярушевича), в декабре 1937 года областной комиссией по вопросам культуры было вынесено решение о закрытии и сносе храма, после чего сняли кресты с глав, изъяли всю церковную утварь и иконы, разобрали иконостас, а в 1941 году сорвали с глав облицовку. Лишь благодаря просьбам рабочих завода №1 здание не разрушили, вместо этого вынесли решение об открытии в его стенах клуба. Но учреждение культуры так и не было открыто, а здание отдали под склад, располагавшийся в нём как до, так и после Великой Отечественной войны. 

Оккупировавшие Петергоф в сентябре 1941 года фашисты устроили на колокольне собора смотровую вышку, с которой немецкие корректировщики наблюдали за передвижением кораблей в Финском заливе и Кронштадтской гаванью. Советская авиация пыталась уничтожить вражескую точку, в результате чего северная часть собора была разрушена. 

В таком неприглядном виде здание Петергофского собора Петра и Павла находилось долгие десятилетия, пока в 1972 году его не взяли на государственный учёт, а в 1974 году – не присвоили статус памятника истории и культуры. Сразу после этого начались комплексные ремонтно-реставрационные работы, возглавляемые архитектором Евгением Павловичем Севастьяновым. За 6 лет были отреставрированы фасады, на всех главах установлены кресты. Для этих работ, проведённых ленинградским объединением «Реставратор», государством было выделено 2 650 000 рублей, но работы по восстановлению интерьеров, в связи с определением дальнейшего назначения здания – как музея или как концертного зала – не проводились. Лишь в юбилейном 1989 году (1000-летнем году крещения Руси) собор передали верующим, и уже в 1990 году началась реставрация интерьеров и иконостаса. В том же году в храме был устроен ещё один придел, освящённый во имя святой блаженной Ксении Петербургской.

Одновременно с восстановительными внутренними работами отремонтировали служебные постройки и благоустроили прилегающую территорию. Торжественное освящение Петропавловского собора Петергофа в июле 1994 года совершил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В настоящее время храм является действующим, его причт состоит из настоятеля – протоиерея Павла Александровича Кудряшова, двух иереев и двух диаконов. В соборе, как и раньше, совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения, при нём действует воскресная школа для взрослых и детей. К собору приписаны два домовых храма – святого мученика Трифона и св. блаженной Ксении Петербургской, часовня святых мучеников Хрисанфа и Дарьи Римских и храм-часовня Рождества Пресвятой Богородицы. 

Помимо богослужений в соборе проводятся туристические экскурсии. Каждый желающий полюбоваться окрестностями, открывающимся с высоты куполов, может подняться по винтовой лестнице из 143 ступенек и насладиться великолепными видами города на Неве. 

Архитектура и интерьеры собора

Пятиглавый шатровый пирамидальной формы храм выстроен в стиле русского (московского) узорочья, распространённого на Руси в XVI–XVII столетиях. Красно-кирпичные стены фасадов изобилуют поливными изразцами и декорированы светло-жёлтым кирпичом (до 1917 года их украшали иконы святых – небесных покровителей членов императорской семьи), апсиды украшены аркатурно-колончатым фризом. Здание храма окружено крытой галереей, в которой устроены помещения для освящения пасок, куличей и яиц. К главному порталу примкнули шатровой формы звонница, два крыльца и часовня, вход в которую декорирован аркой из тёсаного камня. У боковых фасадов устроены лестницы, ведущие на хоры, и к каждому фасаду были пристроены специальные сени для хранения верхней одежды. 

Северо-восточная часть храма использовалась как исповедальня, северо-западная – как часовня для отпевания. Интересно, что в соборной часовне было всего два погребения – генерал-губернатора Санкт-Петербурга Дмитрия Фёдоровича Трепова, скончавшегося в 1906 году, и его супруги Софьи Сергеевны, умершей в 1915 году. Над могилой Д. Ф. Трепова была установлена мраморная плита, разбитая властями при вскрытии захоронений в 1930-х годах. Из гроба генерала была изъята сабля, а останки Треповых вывезены, и место их пребывания не известно до сих пор. 

Внутреннее убранство собора не уступало его пышному внешнему виду. Выполненный по образцу венецианской церкви святого Георгия из разноцветной майолики иконостас украшали написанные на позолоченной меди иконы, на широком тябле было помещено серебряное Распятие, а алтарь, ступеньки на солею и сама солея декорированы белым мрамором и бронзой. Иконостасы часовни и приделов выполнены из белоснежного каррарского мрамора и украшены иконами, написанными на бронзовых досках придворным изографом Василием Павловичем Гурьяновым. 

Росписи собора, выполненные художниками Николаем Сафоновым и Василием Гурьяновым, традиционно посвящены не только Евангельским сюжетам, но и святым покровителям императора Александра III – дань памяти Николая II своему отцу. На стенах изображены святые, память которых празднуется церковью в дни главных событий в жизни государя – день рождения самодержца и день его кончины, дни его бракосочетания и восшествия на престол. 

С левой и с правой стороны от главного входа в овальных клеймах изображены небесные покровители цесаревича и единственного сына Николая II – Алексея – святитель и митрополит Московский Алексий и святой мученик Иоанн Воин, в день памяти которого цесаревич родился. 

Фасады и внутреннее убранство храма в настоящее время полностью восстановлены. Купола живописного и нарядного Петропавловского (Петергофского) собора, как и прежде, сверкают на солнце позолотой, а интерьеры поражают красотой и торжественностью.