Показать регионы

Церковь Иоанна Предтечи (Старенькое)

Каменный храм Иоанна Предтечи, «что в Залесье» (ныне в деревне Старенькое) построен в первой половине XIX в. в формах, типичных для тверской архитектуры в стиле ампир. Имела три престола: Иоанна Предтечи (главный, холодный), Грузинской Божией Матери (правый, теплый) и Святителя Николая (левый, теплый).
Из истории

Церковь расположена в стороне от села на кладбище у дороги. Построена в 1833–1837 гг. на средства прихожан рядом с деревянным храмом, перевезенным в 1780 г. из Твери (не сохранился). Проект выполнен губернским архитектором И. Ф. Львовым, подрядчиками выступили крестьяне из Владимирской губернии Алексей Анисимов и Савва Саввин. В 1839 г. был освящен придел Грузинской Божьей Матери, в 1843 г. состоялось освящение храма. 

В 1849 – начале 1850-х гг. расширена трапезная с запада, в ней устроен придел Николая Чудотворца, тогда же возведена колокольня. 

В 1901 г. служили: священник Метлин Николай Владимирович (30 лет, в служении с 1893 г., священником с 1896 г.), псаломщик Троицкий Андрей Петрович (60 лет, псаломщиком с 1856 г.), диаконское место вакантно. Прихожан в деревнях Иванькове, Нестерове, Старой, Сущеве, Шелепове, Шишкине – 182 двора (767 мужчин и 813 женщин).

В 1914 г. служили: священник Пешехонов Константин (52 года, на службе 26 лет, в Иоанно-Предтеченской церкви 2 года), штатный диакон Шишков Павел (53 года, на службе 25 лет, в Иоанно-Предтеченской церкви 1 год), псаломщик Богоявленский Александр (31 год, на службе 9 лет, в Иоанно-Предтеченской церкви 6 лет). Прихожан в деревнях Иванькове, Нестерове, Старой, Сущеве, Шелепове, Шишкине – 747 мужчин и 749 женщин.

В советские годы храм был закрыт и заброшен. К настоящему времени на северном и южном фасадах утрачены четырехколонные портики, разрушена часть сводов трапезной, колокольня лишилась шпиля. 

Архитектура

Объемная композиция кирпичной оштукатуренной церкви Иоанна Предтечи симметрична относительно продольной оси. Основной объем представляет собой кубический четверик с купольной ротондой, увенчанной световым цилиндрическим барабаном. С востока к четверику примыкают более узкая полукруглая апсида, с запада – широкая прямоугольная вытянутая в продольном направлении трапезная с скругленными западными углами и трехъярусная столпообразная колокольня, завершенная приземистым цилиндрическим барабаном с купольной кровлей. 

Простенки между прямоугольными проемами четверика декорированы пилястрами, отвечающими колоннам утраченных портиков. Верхняя часть стены глухая, на ней остались следы примыкания треугольного фронтона. Проходящий по периметру четверика антаблемент украшен фризом с триглифами. В ротонде арочные окна с архивольтами. В апсиде окна прямоугольные, увенчанные полукруглыми архивольтами, опирающимися на рустованные пилястры и импосты, они имеют массивные подоконные плиты, высоко над проемами расположены сандрики-полочки. 

Фасады трапезной отличаются развитой композицией. Средняя часть выделена тройным проемом, имеющим ложное окно в центре. Проемы оформлены аналогично апсиде. Только в западных (пристроенных) частях окна фланкируются пилястрами. Два верхних яруса колокольни по сторонам высоких арочных проемов также обработаны пилястрами: парными тосканскими – во втором ярусе и одиночными ионическими – в третьем. Фасады второго яруса завершены треугольными фронтонами, третьего – карнизом с мутулами.

Бесстолпный храм перекрыт куполом со световым кольцом барабана. Ротонда опирается на паруса, угловые пилоны четверика и на арки, переброшенные между ними. Трапезная поделена двумя парами крещатых столбов на три нефа, перекрытые крестовыми и коробовыми сводами. Нижний ярус колокольни имеет крестовый свод. 

В основном объеме и в трапезной сохранились фрагменты академической живописи, предположительно, конца XIX в. В куполе находится фигура архангела, возможно, являющаяся частью несохранившейся композиции «Троица с предстоящими ангельскими силами». На восточной части барабана изображен Христос на престоле с предстоящими Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, написанные по образцу аналогичной росписи храма Христа Спасителя в Москве. В простенках между окнами барабана помещены фигуры апостолов. На северной стене трапезной изображение сцены крещения святителя Николая, являющееся частью несохранившегося житийного цикла.