Показать регионы

Церковь Троицы Живоначальной (Алабузино)

Троицкая церковь последней четверти XVIII века в селе Алабузино является частью храмового комплекса, в который также входит храм Смоленской иконы Божией Матери. Комплекс расположен в западной части села на берегу озера Равленское. 
Из истории

Каменная церковь возведена тщанием прихожан в 1781 г. на месте одноименного деревянного храма более древней постройки. Отдельно стоящая колокольня построена в 1802–1804 гг. В основном объеме располагались приделы Спаса Преображения (правый) и Сергия Радонежского (левый). В 1816 г. рядом с Троицким храмом построили вторую церковь – Смоленскую. В 1831 г. вокруг храмового комплекса и погоста была сооружена каменная ограда со Святыми Вратами с западной стороны (не сохранилась). 

В 1870 г. Троицкая церковь подверглась значительным переделкам: был переложен свод четверика, сооружена новая центральная глава, вместо двухапсидного алтаря построен прямоугольный, трапезную соединили притвором с колокольней, некоторые окна были растесаны. В начале ХХ века на церковной территории в ее западной части построили церковно-приходскую школу. В 1910 г. в ней обучались 112 мальчиков и 66 девочек. В северной части комплекса располагались копаный пруд и пожарный сарай. Частично сохранились березовые и липовые посадки. Кроме церковно-приходской школы в селе Алабузино, в приходе было три земских училища в деревнях Фралеве, Захарове и Рыкулине

В советское время храм был закрыт и разорен, в основном объеме сделаны межэтажные перекрытия. В помещениях здания были размещены продуктовые склады, позднее устроен клуб. В церкви частично сохранилась внутренняя роспись, относящаяся к 1873 г.

Причт и приход

По данным клировых ведомостей за 1910 г., в церкви Троицы Живоначальной села Алабузино служили: священник Барабашинов Александр Николаевич (47 лет, в священника Троицкой церкви рукоположен в 1890 г., с 1896 г. состоял заведующим Алабузинской церковно-приходской школы и законоучителем Фралевского земского училища), священник Покровский Александр Дмитриевич (47 лет, священником Троицкой церкви назначен в 1909 г., являлся законоучителем Захаровского земского училища), диакон [Фамилия – ?] Алексей Федорович, диаконом в селе Алабузино с 1884 г.), псаломщик Рождественский Леонид Васильевич (41 год, псаломщиком в селе Алабузино с 1894 г.). Старостой церкви с 1911 г. состоял крестьянин Михаил Гаврилов.

Прихожан в деревнях Большой Бор, Глебени, Жирки, Жохово, Захарово, Каурово, Корницы, Крутое, Ляды, Малый Бор, Молоди, Неволиха, Новинки, Новое Село, Поддубье, Прозорово, Расловское, Рыкулино, Фралево, Щитяково – 817 дворов (2 340 мужчин, 2 483 женщины). В селе Алабузино – 134 двора (397 мужчин, 460 женщин).

Архитектура

Кирпичная оштукатуренная церковь Живоначальной Троицы относится к культовым постройкам второй половины XVIII века, в объемной композиции и декоре сооружения использованы приемы и элементы допетровской архитектуры. Композицию церкви составляют почти равные по площади объемы храма, апсиды и трапезной с небольшим притвором и расположенная с запада колокольня. 

Основной объем представляет собой трехсветный бесстолпный четверик, завершенный декоративным пятиглавием. Большая роль в убранстве церкви отведена различным по рисунку наличникам. Первоначальные оконные проемы, имевшие лучковые перемычки, помещены в профилированные ниши и обрамлены наличниками с перехватами и полуциркульными завершениями. От первоначального декора растесанных окон нижнего яруса сохранились фигурные фартуки. Углы четверика и трапезной закреплены лопатками – филенчатыми на уровне окон нижнего яруса и сдвоенными с профилированными поясками сверху. Над верхним карнизом четверика расположен декоративный поясок кошников.

Трехъярусная колокольня построена в формах классицизма. Её два нижних яруса квадратные, верхний ярус со скругленными углами завершен высокой кровлей, увенчанной фигурной главой. В декоре использованы полукруглые ниши, ленточный руст, отдельно стоящие и трехчетвертные колонны, в проемах звона второго яруса использован мотив тройного окна.

Все помещения церкви перекрыты лотковыми сводами. Частично сохранившаяся внутренняя роспись, относящаяся к 1873 г., является памятником архаичного направления бежецкой живописи.