Показать регионы

Церковь Троицы Живоначальной (Княжиха)

Храм Троицы Живоначальной в селе Княжиха Тверской области является хорошим образцом сельской приходской церкви, построенной в формах зрелого классицизма и отличающейся характерными для архитектора Легранда приемами композиции.
История

Церковь находится в 300 метрах к востоку от села, рядом с дорогой БежецкМаксатиха и обращена к ней северным фасадом. 

Сооружена в 1816–1825 гг. на земле, принадлежавшей графу В. Г. Орлову, по проекту тверского губернского архитектора Н. Н. Легранда на средства «купеческого сына» города Торжка Ивана Кузьмича Гарманова и других прихожан рядом с деревянным храмом Иоанна Милостивого 1774 г. постройки (не сохранился). В трапезной Троицкой церкви было два теплых придела: в честь Иоанна Милостивого и «Всех Скорбящих Радости». После постройки нового каменного храма Иоанна Милостивого приделы были упразднены.

В 1873 г. вокруг храма была построена валунная ограда с железными решетками. 

В советское время церковь закрыли. Завершение (предположительно, круглый барабан или световая ротонда с куполом), а также верхние ярусы колокольни до настоящего времени не сохранились.

Архитектура

Кирпичное оштукатуренное здание выстроено с широким применением белого камня в декоре. Компактная продольно-осевая композиция церкви составлена из четверика с более узкой полукруглой апсидой, равной ему по ширине и близкой к квадратным очертаниям трапезной и четверика первого яруса колокольни. Фасады основного объема акцентированы пристенными четырехколонными портиками тосканского ордера. В среднем интерколумнии находится дверной проем, в боковых – высокие окна. Прямоугольные проемы украшены арочными архивольтами, над ними помещены прямоугольные ложные окна второго света, несколько вытянутые по горизонтали, заключенные в рамочные наличники и расписанные под столярное заполнение на шесть квадратов. 

Треугольные фронтоны портиков декорированы мутулами. Углы четверика обработаны широкими рустованными лопатками, значительно выступающими от плоскости фасадов. Апсида из-за понижения в этом месте рельефа стоит на высоком цоколе, она покрыта ленточным рустом, аналогичным основному объему, и прорезана тремя прямоугольными световыми окнами с ложными окнами между ними, все они украшены полукруглыми архивольтами и объединены полочкой на уровне перемычек. 

Фасады трапезной в центре имеют по трехчастному окну типа серлианы с ложными боковыми проемами, на фланговых ризалитах расположено по одному прямоугольному окну с тонко профилированными подоконниками и сандриками-полочками. Стены трапезной завершены профилированным карнизом, углы обработаны ленточным рустом. 

Фасады нижнего яруса колокольни прорезаны прямоугольными входными проемами с полукруглыми окнами над ними, заглубленными в единые арочные ниши с профилированными архивольтами. Над окнами помещен изящный замок в виде каннелированной волюты, а по сторонам от него – круглые рельефные медальоны. Углы объема декорированы огибающими рустованными лопатками.

Храм бесстолпный, его угловые пилоны несут арки и паруса, на которых покоится кольцо утраченного барабана (в настоящее время вместо него присутствует плоское перекрытие). Основной объем соединен широким арочным проемом с апсидой, более узким – с трапезной. Апсида перекрыта конхой, бесстолпное помещение трапезной – лотковым сводом со щековыми распалубками над проемами. Нижний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. Кирпичная лестница, которая когда-то вела на второй ярус колокольни, имеет наружный вход и находится в южной части западной стены трапезной.

В основном объеме церкви Троицы Живоначальной и в апсиде сохранились фрагменты клеевой росписи стен высокого художественного качества, выполненной в стиле классицизма в конце 1840-х гг. Выразительная по композиции многофигурная сцена, написанная в люнете северной стены, изображает передачу Иисусом Христом апостолу Петру ключей от рая. В южном люнете написана композиция «Отрок Иисус среди учителей в храме». Обе композиции окаймляет гризайльный карниз с розетками и растительным орнаментом. На парусах находятся изображения евангелистов. Композиция «Жертвоприношение Авраама», располагавшаяся на стене апсиды, до наших дней не сохранилась.