Показать регионы

Успенский собор (Мышкин)

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Мышкине построен в стиле классицизма в 1805–1820 гг. Автор проекта – архитектор Иоганес Манфрини.
Застройка главной соборной (ныне Успенской) площади города велась в 1-й половине XIX столетия. Большинство зданий, выстроенных в стиле классицизма, сохранилось здесь до наших дней, составляя единый архитектурный ансамбль. Композиционный центр площади – Успенский собор, и сегодня являющийся архитектурной доминантой старой части Мышкина. Закладка собора состоялась 15 августа 1805 г., он строился артелью ярославских каменщиков с 1805 по 1820 гг. по проекту итальянского (по другим данным, швейцарского или австрийского) архитектора Иоганеса Манфрини на средства, собранные горожанами и купцами Иваном Замяткиным и Козьмой Дрожденковым. 

Центральный объем собора Успения Пресвятой Богородицы, построенного в стиле классицизма, – четверик с полукруглой апсидой, служащий основанием для широкого барабана, который перекрыт плоским куполом и увенчан большой луковичной главой. Через небольшую трапезную с запада к храму примыкает трехъярусная колокольня. Южный и северный фасады четверика колокольни и западный фасад ее нижнего яруса оформлены портиками ионического ордера с треугольными фронтонами.

С целью увеличения боковых глав, чтобы они были соразмерны центральному куполу, в композицию здания введены четыре высоких полуцилиндрических объема от цоколя до карниза, примыкающих к восточной и западной стенам четверика и являющихся основанием для барабанов под боковыми главами. Колокольня зрительно уравновешивает огромную апсиду храма, но смотрится несколько тяжеловесно. Однако это является результатом многочисленных позднейших перестроек. Изначально колокольня была более изящной.

В 1829–1832 гг. Успенский собор был расписан Тимофеем Алексеевичем Медведевым, выходцем из крепостных крестьян села Тейково (ныне в Ивановской области). Стремясь при низких затратах создать эффект пышного внутреннего убранства собора, живописцами была использована техника гризайль, имитировались колонны, лепнина и карнизы. Композиции на темы Священного Писания были выполнены в красновато-коричневых тонах и подчеркнуты фигурными рамами. В парусах под центральным куполом традиционно изображены евангелисты, в алтаре – изображение новозаветной Троицы, на южной стене сделана надпись о времени постройки храма. На потолке и стенах трапезной – изображения ветхозаветных сюжетов.

Мастерами той же артели были расписаны Воскресенский собор в посаде Большие Соли и Спасо-Преображенский собор в городе Углич. В 1866 г. реставрацией живописи занимался мышкинский мастер А. Е. Смирнов, были изготовлены цветные витражи для окон. 

В 1930-х гг. храм закрыли, в последующие годы он был разграблен, лишился иконостаса. В здании был устроен дом культуры, склад. В 1989 г. собор возвращен верующим. В 1991 г. здесь возобновлена церковная служба, начата реставрация.

До настоящего времени собор Успения Пресвятой Богородицы дошел с некоторыми утратами: над куполами исчезли фигурные главки, в барабанах глав заделаны сквозные окна. В результате собор с колокольней смотрится теперь заметно тяжелее.