Показать регионы

Вознесенская церковь (1826) (Петрушино)

Памятник провинциального русского классицизма 1-й пол. XIX в. (не сохранилась).
До 70-х гг. XVIII в. жители деревни, а потом и села Петрушина были прихожанами Воскресенской церкви в соседнем селе Нагиши. В 1770 г. местным помещиком отставным армии капитаном князем С. Н. Долгоруковым была испрошена храмоздатная грамота на строительство в Петрушино собственной церкви. Возведение однопрестольного деревянного храма во имя Св. Димитрия Ростовского завершилось в 1776 г. При храме, находившемся на окраине села, вскоре выросло кладбище.

Согласно экономическому приложению к планам Генерального межевания, составленным между 1764 и 1782 гг., «писцовая церковная земля села Петрушина церкви Димитрия Митрополита Ростовского Чудотворца священно церковно служителей» располагалась «направой стороне речки Клабучка ипри большой дороги изгорода Венева вгород Скапин». Площадь участка составляла 35 дес. 1955 саж. (39,13 га). Под пашню было отведено 34 дес. 795 саж. (37,51 га), под сенокос – 1 дес. 840 саж. (1,47 га). Экономическое приложение отмечает: «земля черная, хлеб средственный, покосы худы».

В 1815 г. деревянный храм Св. Димитрия Ростовского сгорел. В течение 10 последующих лет прихожане со своими духовными нуждами обращались в церковь села Нагиши. Однако уже в 1819 г. петрушинские крестьяне совместно со своим помещиком, отставным подпоручиком Лейб-гвардии Конного полка князем Н. С. Долгоруковым, испросили новую храмоздатную грамоту на строительство каменной церкви. Постройка храма во имя Вознесения Христова была окончена в 1826 г. Он располагался на южной окраине села, на берегу запруженной р. Бурлак. П. И. Малицкий в книге «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула, 1895) описывает это здание следующим образом: «Храм выстроен трехпридельный, причем все алтари в ряд: средний – главный алтарь во имя Вознесения Господня, по правую сторону – в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а по левую – в честь Св. Димитрия Ростовского, чудотворца.» Из икон в храме особенно чтился Иерусалимский образ Божьей Матери. По воспоминаниям жителей села, церковь в Петрушино была внешне похожа на храм в соседнем селе Нагиши. Место сгоревшей церкви Св. Димитрия Ростовского в середине XIX в. было отмечено каменной часовней, стоявшей на сельском кладбище до 1930-х гг.

В конце XIX – начале XX в. в приход Вознесенской церкви, помимо села Петрушина, входили соседнее сельцо Богослово (до 1900 г.), а также деревни Васильевка (Суровцы), Измайловка и Клобучки. Храм владел 39 дес. (42,6 га) пахотной земли. В пользу церкви также имелся капитал на сумму 3 751 руб. 50 коп. Проценты с него в размере 246 руб. 43 коп. ежегодно поступали в пользу причта, состоявшего в 1895 г. из двух священников, дьякона и двух псаломщиков.

В метрических книгах Вознесенской церкви, хранящихся в фондах ГАТО, сохранились имена некоторых петрушинских священнослужителей
2-й пол. XIX – начала ХХ вв. В 1865- 1869 гг. в них упоминается священник Иоанн Георгиев Базаров (в сентябре 1866 г. он был избран гласным от землевладельцев в уездное земское собрание). В 1882-1884 гг. - пономарь Григорий Сергиев Нащекин. В 1882-1893 гг. – священник Михаил Соболев. В 1897-1904 гг. – священник Алексей Соловьев. В 1902-1909 гг. – священник Алексей Воскресенский и дьякон Вукол Соколов. В 1902-1915 гг. - дьякон Введенский. В 1904 г. – и.д. псаломщика В. Чекрыжев. В 1908 г. – священник Иоанн Виноградов. В 1915 г. - священник Алексей Рождественский.

Церковные ведомости Тульской епархии за 1915-1916 гг. дают следующий список петрушинского духовенства последних предреволюционных лет: «Введенский Владимир Иванов, священник, р. 05.11.1859; Переведенцев Филипп Никаноров, дьякон, р. 01.06.1881; Буздинов Алексей Пахомиев, и.о. псаломщика, р. 02.08.1881; Полетаев Петр Александров, и.д. псаломщика, р. 23.06.1881». Согласно ведомостям, старостой Вознесенской церкви накануне революции 1917 г. был петрушинский крестьянин Иван Кондратьевич Орешкин.

Храм во имя Вознесения Христова в Петрушино был закрыт в 1937 г. Некоторые из его священнослужителей продолжали жить в селе и выполняли свои функции неофициально. До конца 1930-х гг. похороны петрушинских старожилов не обходились без отпевания в церкви и заупокойных служб. Однако были и присущие времени антирелигиозные эксцессы. По воспоминаниям жителей села, накануне Великой Отечественной войны один из бывших священнослужителей погиб насильственной смертью при невыясненных обстоятельствах.

Здание Вознесенской церкви пережило нацистскую оккупацию и достояло до конца войны. В 1946-1949 гг. храм был разобран на кирпич. Из высококачественного старинного стройматериала перпендикулярно к бывшей церкви возвели 2-хэтажное здание средней школы.

Жители Петрушина тяжело переживали разрушение своей старинной церкви. Старожилы вспоминают, что на месте разобранного храма по ночам не раз видели столб света, в котором некоторыми угадывался знакомый с детства образ Богоматери Иерусалимской. Кое-что из церковного имущества петрушинцам удалось спасти. В семье Маликовых хранится несколько икон из церковного иконостаса. Потомки И. К. Орешкина берегут отдельные предметы церковной утвари и богослужебные книги.

До 1980-х гг. в здании петрушинской средней школы успели отучиться несколько поколений молодых жителей села. После строительства нового культурного центра старая школа была заброшена, а церковный кирпич из ее стен начали активно разбирать на хозяйственные нужды местные жители. К 2008 г. от бывшей школы остались лишь две стены. В начале XXI в. последними остатками здания Вознесенской церкви заполняют ямы и выбоины на улицах Петрушина.

Остается сожалеть о том, что в советские годы Петрушино лишилось своей основной исторической достопримечательности – Вознесенской церкви, памятника провинциального русского классицизма XIX в. Лишь добротные кирпичные дома крестьян конца XIX – начала ХХ вв., каких еще немало осталось на улицах села, дают представление о мастерстве местных каменщиков.

М.А.Российский, к.и.н.