Показать регионы

Успенский собор (Дмитров)

Собор Успения Пресвятой Богородицы – старинный православный храм, выстроенный на территории Дмитровского кремля в начале XVI столетия. Закрытый в советский период, собор долгие годы использовался как музей. Возвращён РПЦ в начале нынешнего века и в настоящее время является действующим кафедральным собором Дмитровского благочиния Московской епархии со статусом объекта культурного наследия РФ.
Об истории собора...

Белокаменный пятиглавый Успенский собор – главный композиционный элемент архитектурного ансамбля Дмитровского кремля, появившийся на его территории в начале XVI столетия. Средства для строительства соборного храма, как принято считать, выделил князь Юрий Иванович – один из сыновей московского князя Ивана III Васильевича, получивший Дмитровский удел в собственность после смерти отца и правивший в нём с 1505 по 1534 год, но эти данные документально не подтверждены. 

С датами начала и завершения строительных работ также сплошная путаница, возникшая ввиду разброса в документальных свидетельствах. Согласно одним документам, строительство храма началось в 1507 году, согласно другим – в 1509 году. Под таким же большим вопросом и год завершения строительных работ – он колеблется между 1512 и 1533 годами.

Вопрос об авторстве проекта здания собора также открыт. Многие исследователи приписывают его создание итальянскому зодчему Алевизу Новому – во внешнем облике собора чётко прослеживаются архитектурные детали, применённые итальянцем при строительстве Архангельского собора Московского Кремля. Другие же специалисты склонны считать, что Успенский собор в Дмитрове возводил по собственному проекту ростовский мастер Григорий Борисов, позаимствовавший и интерпретировавший некоторые элементы у заграничного архитектора.

Как бы то ни было, к 1533 году собор был отстроен в камне, благоукрашен и его главный престол освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Двухэтажный крестово-купольный собор стал украшением Дмитровского кремля. Зодчий, поставив основной четверик на высокий подклет, обозначил верхнюю часть четверика закомарами с окнами – «люкарнами», опоясал здание собора двухъярусными крытыми галереями, с восточной стороны пристроил трехчастную гранёную апсиду и увенчал его пятью главами на массивных каменных барабанах. Фасады собора архитектор украсил декоративными прямоугольными рамками (филёнками), а дверные порталы с килевидным завершением – колоннами с капителями и дыньками. 

Внутреннее пространство четверика мастер разделил на своеобразные значимые зоны. Так, в верхнем ярусе храма был устроен главный престол в честь Успения Божьей Матери с внутренним придельным алтарём во имя святого Георгия Победоносца, отделённым от главного престола каменной преградой. Приделы верхнего яруса посвятили прп. Сергию Радонежскому (правый) и празднику Покрова Пресвятой Богородицы (левый). В нижнем этаже собора центральное место занял престол во имя св. Димитрия Солунского с устроенным в нём алтарём в честь Воздвижения Креста Господня.

О двух соборных звонницах, пристроенных к зданию храма в разное время, сведений не сохранилось, только известно, что первая, датируемая XVI столетием, находилась у восточной стены северной апсиды, а вторая, датируемая XVII веком, располагалась у северной паперти. 

За всю историю своего существования здание собора почти не изменилось – перестройки, проводившиеся в разные годы, только подчеркнули его красоту. В 1660-х годах к храму была пристроена лестница на ползучих арках; в конце XVII столетия в соборе установлен пятиярусный, украшенный растительным орнаментом резной с позолотой иконостас, основу которого составили иконы XV–XVI веков. 

В 1790–1791 годах позакомарное покрытие храма было заменено четырёхскатной кровлей, а вместо каменных барабанов установили деревянные. 

В 1792 году собор украсился резным шатровым епископским креслом, перевезённым в Дмитров после упразднения Крутицкого архиерейского дома. Вероятно, тогда же фасады собора были украшены фресковыми, выполненными из прозрачной глазури барельефами. На южной стене разместили трёхметровую фреску «Георгий Победоносец», на северной и южной стенах – «Распятие». Эти фрески, как считают некоторые исследователи, были перевезены из Борисоглебского собора Старицы дмитровскими купцами, таким образом спасшими уникальные барельефы от уничтожения (Старицкий Борисоглебский собор к концу XVIII века находился в аварийном состоянии и в итоге был разобран).

В 1793–1796 годах рядом с Успенским собором была возведена трёхъярусная, увенчанная шпилем колокольня, а в 1820-х годах на неё установили часы.

Благоустройство собора продолжилось и в XIX столетии. Так, в 1820-х годах стены храма были украшены росписями, вместо крытых галерей были выстроены в псевдоготическом стиле приделы – в 1823 году северный и в 1841 году южный. В то же время по углам здания (в районе бывших галерей) установили широкие, выполненные из дерева барабаны с куполами, придавшие всему собору форму своеобразной пирамиды.

К началу минувшего столетия Успенский собор был довольно благоустроен и благоукрашен. В нём регулярно совершались богослужения и отправлялись церковные требы. Среди святынь храма особо почитали верующие икону «Димитрий Солунский на троне», написанную, как полагают исследователи, в конце XII века и подаренную городу князем Всеволодом Большое Гнездо. Другой не менее почитаемой святыней был крест – старинная реликвия, появившаяся в Дмитрове в конце XIII столетия при загадочных обстоятельствах. Эта чудотворная реликвия многократно спасала жителей города от повальных эпидемий. В настоящее время обе эти святыни хранятся в Третьяковской галерее. 

После Октябрьской революции 1917 года Успенский собор ещё несколько лет был действующим, но в 1932 году его всё-таки закрыли, а здание передали краеведческому музею, благодаря чему интерьеры храма почти не пострадали. И хотя в 1930-х годах с его куполов были сняты кресты, а в 1941 году разобрано навершие колокольни, само здание хорошо сохранилось. 

В 1960-х годах при масштабных реставрационных работах навершие колокольни восстановили, но сняли угловые барабаны, водружённые на свои места только в 2003 году.

… и его сегодняшнем дне

После регистрации православной общины Успенского собора в 1991 году администрацией музея было выдано разрешение на совершение богослужений в правом приделе прп. Сергия Радонежского, а в дни больших церковных праздников и в воскресные дни – совершение Божественных Литургий в главном, Успенском приделе. В остальных помещениях храма ещё десять лет располагались музейные экспозиции.

Только после переезда музея в новое помещение в 2002 году Успенский собор был полностью передан в ведение РПЦ и в нём начались ремонтно-реставрационные работы, по завершению которых в июле 2003 года он был торжественно освящён. 

В настоящее время храм является кафедральным собором Дмитровского благочиния Московской епархии, его причт состоит из настоятеля, протоиерея, двух священников и диакона. Главный престол собора посвящён Успению Пресвятой Богородицы, приделы – прп. Сергию Радонежскому, вмч. Димитрию Солунскому, свт. Митрофану Воронежскому, Покрову Божьей Матери и Воздвижению Креста Господня. При храме действуют воскресная школа и библиотека.